На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Кутники и халупники: кто они и почему им так завидовали

Каждый из нас наверняка хоть раз в досаде восклицал: «Налоги — это зло!» Особенно когда сумма платежа ощутимо ударяла по кошельку. Интересно, что налоговые льготы существовали и в стародавние времена. Кому же они были положены, кто такие «гулящие» люди, которым все завидовали, и при чем тут «кутники» и «халупники»?

Вольному — воля... и отсутствие налогов

В России XV-XVIII веков существовало «тягло» — денежная подать или натуральная повинность. Платить его полагалось крестьянам и посадскому люду, а избавлены от этой повинности были военные, придворные, а также погорельцы, вдовы и еще ряд категорий граждан, которым такая выплата была действительно не по силам. Что интересно, существовал также и слой общества, который налоги не платил вовсе. Прозвали таких людей вольными, или гулящими. Суть в том, что эта каста не была привязана к какому-то определенному месту и свободно перемещалась по стране. Вольными, или гулящими, людьми, кстати, были не только скоморохи, но и, например, разбойники, воры. Но если говорить о некриминальных элементах, то такие вольные люди кочевали по стране, порой нанимаясь к хозяину на определенный срок, а после либо оставались на приглянувшимся месте еще на какое-то время, либо шли дальше искать лучшей доли. Порой в категорию вольных людей попадали те, кто сбежал из плена или же слуги, которым их хозяева даровали свободу.

Кутники и халупники: кто они и почему им так завидовали
«Крестьянин пашет», 1888 г. А. Мауве. Фото: pixelsniper/flickr.com
Кому живется легче

В наше время «захребетником» с укоризной величают человека, который не стремится жить результатами своего труда и сидит у кого-то на шее. В XV-XVII веках в России значение этого слова было иным. Так называли вольных людей, которые нанимались на чужое тягло, а своего хозяйства не имели. Часто захребетники шли в подмастерья.

Кутники и халупники: кто они и почему им так завидовали
Можно было пойти в подмастерья, например, к кузнецу или другому мастеру своего дела. Фото: Alexander Yampolsky/flickr.com

Если они понимали, что жить здесь для них более выгодно, чем искать дальше лучшей доли, то оседали на полюбившемся месте и становились уже тягловым населением, то есть обязаны были платить налоги.

А как же бобыли — кто попадал в эту категорию? В этот же временной период так было принято называть тех крестьян, у которых не имелось земельного надела. Например, в Поморье таким словом можно было обозначить тех, кто промышлял не земледелием, а любым другим способом. Масштаб территории нашей страны создает для одного и того же слова порой множество аналогов, так и произошло со словом «бобыли». Синонимом этого понятия в других регионах стали «кутник» и «халупник». Отличие лишь в том, что ко второй категории причисляли тех бобылей, у которых имелась собственная изба и огород. Так что кажущимся нам сегодня пренебрежительным и грубым словом «халупа» в прежние времена вряд ли можно было кого-то обидеть. Стоит отметить, что неприкрытая зависть почти всегда сопровождала все вышеописанные нами категории людей. Крестьяне, платившие тягло, завидовали и гулящим людям, и бобылям, и халупниками.

Кутники и халупники: кто они и почему им так завидовали
Людей, освобожденных от налоговых выплат, крестьяне недолюбливали. Фото: Sergey G/flickr.com

Они считали их лодырями и бездельниками, которым жизнь что коту масленица. Вольным людям завидовали еще иногда и потому, что они вели более насыщенную и интересную жизнь, много где бывали, многое видели и часто хоть и не имели собственного угла и семьи, но были свободны словно ветер в поле, независимы как никто другой.

А вам когда-нибудь хотелось часто менять место жительства и работу или вы любите во всем постоянство?

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх