На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Дальше него не бывал ни один художник: экстремал, писавший картины с риском для жизни

Еще 130 лет назад художники были вроде современных фотографов: им заказывали картины для украшения дома, они писали портреты в разных стилях, сегодня по этому принципу проводят фотосессии. Без кисти художника мир бы просто не увидел некоторых мест. Одним из таких был русский художник Александр Борисов, которого сравнивали с исследователем Нансеном.

Он писал все, что понравится и представляет интерес, так же, как сейчас делают фотографы. Он отправлялся в ледово-морские путешествия с единственной целью — через свои картины показать всему миру эту загадочную и величественную красоту за полярным кругом. Предлагаем поближе познакомиться с некоторыми увлекательными фактами из жизни художника-авантюриста

Юный Саша мечтал о путешествии к Северному Ледовитому океану
Дальше него не бывал ни один художник: экстремал, писавший картины с риском для жизни
Лед ранней весной во время морского отлива в губе Средняя, 1896 г.

Его мечта сбылась, когда он был студентом. Павел Третьяков купил 56 работ молодого художника после его морского путешествия с Сергеем Витте. Это было еще до окончания Борисовым художественной академии.

Когда художник впервые увидел суровую, но прекрасную северную природу, она его очаровала навсегда
Дальше него не бывал ни один художник: экстремал, писавший картины с риском для жизни
Северный пейзаж, 1896 г.

Вернувшись, Александр стал изучать Арктику, чтобы уже подготовленным отправиться на Крайний Север.

В тундре художник жил по соседству с ненцами и учился у них выживать
Дальше него не бывал ни один художник: экстремал, писавший картины с риском для жизни
Кладбище на острове Вайгач, 1898 г.

Ненцы научили его айбырдать — есть оленье мясо в сыром виде, приносить в жертву оленя и даже показали святые места на острове Вайгач, которые до него не видел ни один путешественник.

Уважение ненцев к художнику было столь огромным, что их староста составил особую бумагу, предписывавшую всем помогать Борисову
Дальше него не бывал ни один художник: экстремал, писавший картины с риском для жизни
В гостях у самоеда, 1896 г.

Бумага не пригодилась, потому что ненцы оказались очень гостеприимными, с радостью поили чаем, чтобы согреть путника, могли сжечь свои сани, если не хватало дров, а детей, чтобы не мешали беседе, привязывали в углу чума.

Художник писал в любую погоду, не считаясь с усталостью
Дальше него не бывал ни один художник: экстремал, писавший картины с риском для жизни
Зимняя сказка, 1913 г.

При -40°С краски густели и отказывались держаться на холсте. Чтобы писать, Александр зажимал в кулаке кисть и придерживал ее рукавом теплой ненецкой шубы.

Красоту переливающихся нежными тонами льдов и снегов художник сравнивал с драгоценными камнями
Дальше него не бывал ни один художник: экстремал, писавший картины с риском для жизни
Айсберг в Карском море, 1901 г.

Они способны одновременно отражать зеленые, голубые, желтые и другие лучи спектра. Борисов не раз благодарил своего учителя Архипа Куинджи за уроки колористики и назвал в его честь мыс.

Несколько лет художник готовился к экспедиции на Новую Землю
Дальше него не бывал ни один художник: экстремал, писавший картины с риском для жизни
Драма свершилась. Новая Земля, 1896 г.

Он закупал собак, оленей, коров, оружие и каменный уголь, вместе с командой строили особую яхту, напоминавшую поморские суда. Корпус в виде яйца не позволял льдам расколоть судно.

Из полярной экспедиции художник привез на материк много этюдов

По возвращении он прорисовал картины в доме-мастерской недалеко от стоянки ненцев.

Дальше него не бывал ни один художник: экстремал, писавший картины с риском для жизни
Чум ненцев в Малых Кармакулах на Новой Земле, 1896 г.

Дом с кладовкой, баней и хлевом для животных, кстати, он строил сам. Позже в нем нашли приют русская и шведская экспедиции, ненцы и промысловики-зверобои.

Однажды художник чуть не погиб на льдине
Дальше него не бывал ни один художник: экстремал, писавший картины с риском для жизни
Страна смерти, 1903 г.

Команда Борисова припозднилась с выходом в море, корабль зажало льдами, он дрейфовал 200 километров. Через неделю ненцы сняли путешественников с плавучей льдины. А от голода их спасли патроны: 7 дней они ели сырыми тюленей, а вместо напитков была их кровь.

Портреты ненцев можно увидеть в Русском музее
Дальше него не бывал ни один художник: экстремал, писавший картины с риском для жизни
Становище. Малые Кармакулы. Пролив Маточкин шар, 1896 г.
Не будучи исследователем, художник открыл 35 географических объектов
Дальше него не бывал ни один художник: экстремал, писавший картины с риском для жизни
Среди льдов, 1896 г.

Так появился ледник Сергея Витте, ручей Носилова. Про географические названия на Новой Земле мы писали в другой нашей статье.

Картины художника выставлялись не только в России, но также в Европе и Америке
Дальше него не бывал ни один художник: экстремал, писавший картины с риском для жизни
Долина реки Маточки на Новой Земле, 1896 г.

А его путевые заметки легли в основу нескольких книг.

Ни один художник дальше Борисова на Север отправиться не рискнул
Дальше него не бывал ни один художник: экстремал, писавший картины с риском для жизни
Летняя ночь в Карском море, 1928 г.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх