
Какие воспоминания из детства самые яркие? Сколько людей — столько и вариантов ответа. Но все они будут иметь кое-что общее: эти воспоминания должны быть связаны с чем-то необычным и загадочным. Предлагаем вспомнить об аналоге современных мультиков — диафильмах, память о которых дорога бывшим советским детям.
Расскажем, когда появились диафильмы, можно ли было смотреть их без электричества и почему создавать их не так просто, как кажется. Идеальный семейный досугЕсли у современных детей белая простыня, вытащенная родителем из шкафа, максимум вызовет желание поиграть в привидение, у советских ребят все было иначе. Это означало, что сейчас родители совместно натянут ее на подходящую стену, потом долго будут возиться с проектором-фильмоскопом и, наконец, свершится чудо. На белом фоне начнут возникать интересные картинки из сказок, а под ними — текст. Ребята постарше будут читать вслух, а младшие братья и сестры восторженно смотреть на изображение. Вся семья в сборе, все веселы и счастливы. Идеальные воспоминания! Но так ли все просто было в истории диафильмов?

Любопытно, что прообраз подобного досуга появился еще в первой половине XVI века. В те времена такая забава носила название «волшебный фонарь», и суть его работы мало отличалась от диапроекторов. Диафильмы появились значительно раньше кинематографа и даже фотографии. Слово δια с греческого переводится как «переход от начала до конца», таким образом, диафильм — фильм, показываемый последовательно от одного эпизода к другому.
Выразительность диафильма максимально зависела от мастерства его создателей. Ведь в отличие от непрерывно сменяющих друг друга кадров кинопленки, здесь должна была сочетаться динамичность повествования, его эмоциональная насыщенность и понятность. Создание диафильмов — целое искусство, но в советское время, да еще и при активной поддержке государства, этот вид искусства процветал.
Диафильмы стали частью быта советских людей, они были настолько распространены, как, пожалуй, пластинки. Их коллекционировали и бережно хранили. Но не стоит думать, что диафильмы служили исключительно развлекательным целям. Их использовали и для учебы, и для просветительской работы.
В 1930 году в столице была организована студия «Диафильм», которая стала выпускать сначала черно-белые, а потом и цветные диафильмы. Почему же советское руководство так активно поощряло такой вид досуга граждан? Во-первых, потому что по воздействию такой показ был примерно равнозначен киносеансу. А значит, и пропаганду можно было вести успешно. Помните расхожую цитату Ленина о кино?

Во-вторых, даже детские диафильмы находились под контролем и никаких буржуазных вольностей не могло быть — не прошли бы цензуру. Воспитывать новое поколение на правильных сказках было одной из задач такого досуга.

Любопытно, что для большей доступности в СССР на заре популярности диафильмов был даже изобретен специальный аппарат под суровым названием «ИЗБАЧ». Его автору, Павлу Мершину удалось добиться того, что он работал даже без электричества, а значит, был переносным и способным функционировать в любых условиях. Такой принцип работы стал возможен благодаря встроенной динамо-машине и реостату. Но, как правило, все же использовались стационарные модели.
Сегодня в мире становится все больше людей, понятия не имеющих, что такое диафильмы и в чем их прелесть. Может, это и естественно, ведь каждому времени — свое. Но если вы так же, как и мы, любите диафильмы как часть своего советского детства, то посмотрите кадры из диафильма о том, каким должен был быть 2017 год.
Свежие комментарии