
Помимо всё время что-то празднующей карнавальной Сан-Марко, дворцов на Гранд-канале и уютных садов Биенале в границах крохотной Венеции есть еще один город. Не слишком известный, более скрытый, но не менее интересный. Венецианское гетто имеет увлекательную историю, символом которой стали … небоскребы.
Старейшее гетто в миреВенецианское гетто — старейший еврейский квартал в мире, ему более 500 лет. Сам термин «гетто» происходит от венецианского «гетар», что означает «литье», потому что именно в этих кварталах района Каннареджо в древние времена были сконцентрированы литейные производства. «Гетто» — диалектизм ашкенази, то есть немецких евреев, впервые прибывших в Венецию. За двадцатый век это слово обошло континенты и нации, чтобы стать узнаваемым символом сегрегации.

В новообразованное гетто в 1516 году правительство республики приказало переселиться всем евреям: благодаря расположению на острове, окруженном каналами, можно было следить за всеми жителями гетто. Для них был введен целый ряд обязательств и ограничений, в том числе запрет выходить на улицу ночью и по случаю христианских праздников. Всего два моста, по которым можно попасть внутрь, контролировались четырьмя христианскими надсмотрщиками, труд которых оплачивался самими евреями. Такая пропускная система сохранялась до пришествия в 1797 году Наполеона.
Неэлитные высоткиЧисло жителей района постоянно увеличивалось: многие евреи были вынуждены переселиться из католической Испании во времена Фердинанда и Изабеллы из-за начавшихся гонений.
Венецианская республика терпимо относилась к изгнанникам. Вскоре гетто приобрело международную известность и вслед за немцами начало принимать евреев из самых разных уголков мира. Вскоре в венецианской сегрегации проживало уже более четырех тысяч жителей. Символом района стали высотные дома.Единственное архитектурное отличие гетто от стиля остального города — это высота домов, несоразмерная Венеции. Здесь есть дома в восемь и даже девять этажей. Евреи увеличивали этажность по необходимости, поскольку республика запретила им строить новые здания. Часто внутри планировка домов менялась, и два этажа делились на три.

Известный итальянский фотограф Фердинандо Шанна, подготовивший выставку к 500-летию гетто, отмечал, что почувствовал определенное беспокойство, схожее с клаустрофобией, когда впервые вошел на эти улицы. Он писал:
«Евреи, жившие много веков назад в этом районе, не могли расширить его, поэтому они строили в высоту, соорудив восьмиэтажные палаццо, похожие на крепости, с маленькими узкими дверями. В результате получается парадоксальная архитектура по сравнению с остальной Венецией, а общий эффект одновременно захватывающий и тревожный. Посмотрим правде в глаза, здесь и сегодня есть что-то от тюрьмы».
Свежие комментарии