На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Зачем римские аристократы украшали свои полы мусором

В одном из музеев Ватикана есть экспонат, который на первый взгляд смотрится не к месту среди памятников, великолепно украшенных гробниц и мраморных изваяний: мозаика, сделанная на полу, имитирующая мусор и остатки еды.

Все выглядит так, будто хозяева недавно покинули комнату и не успели прибраться после обеда.

Везде можно заметить скорлупу из под орехов, косточки от фруктов маслин или оливок, апельсиновые корки, остатки объеденного винограда. Но если вглядеться более внимательно, то можно заметить, что остатки еды художественно оформлены и перемешаны с драгоценными камнями и красивым стеклом. Скорлупа сияет, каштановая шелуха покрыта шипами, а виноград имеет легкий бархатистый оттенок.

Мозаики, подобные этой, украшали полы триклиниев, столовых в Древнем Риме, где гости, отдыхая на диванах, наслаждались деликатесами. Мозаика была найдена среди развалин виллы на Авентинском холме и до сих пор передает настроение пышного и продолжительного римского банкета. Объедки сделаны настолько реалистично, что создают впечатление реальности происходящего. Некоторые из них даже отбрасывают тени, будто бы освященные светом мерцающей масляной лампы. Даже небольшая мышка, грызущая орех в углу комнаты, имела свою особенность. Если присмотреться к ее глазу, то в ее зрачке можно разглядеть отблеск огня, исходящего от лампы.

Этот художественный сюжет был широко распространен и имел свое собственное наименование — asarotos oikos, или «неубранная гостиная» в переводе с греческого языка. Первые мозаики создавали греческие мастера в период повального увлечения римлян греческой культурой.

Но зачем аристократичный римлянин шел на такие расходы и усилия, чтобы создать в столовой пол , покрытый объедками и мусором?

Во-первых, это показывало его статус. Если повнимательнее присмотреться, то можно заметить, что отходы многое могут рассказать гостю о роскоши и достатке хозяев дома. Присмотримся к коллекции музея. Там есть морские деликатесы, доставлявшиеся из прибрежных районов: раки, лобстеры, моллюски и даже раковина Murex brandaris. Она служила источником тирского пурпура, знаменитого красителя, с помощью которого придавали цвет одеяниям. Их имели право носить только представители римской аристократии. Кроме того, на полу были раскиданы товары, привезенные издалека: индийский имбирь, ближневосточный инжир, азиатская шелковица. В общем все то, что мог себе позволить представитель элиты великой империи.

Мозаика отражала такой замечательный пир, что если бы он состоялся на самом деле, то его организаторы нарушили бы римские законы о роскоши. Они строго ограничивали тех хозяев, которые собирались провести банкет. Lex Orchia de cenis был принят в 182 году до н. э. и устанавливал лимит на количество приглашенных гостей. Более поздние законодательные акты не дозволяли употреблять откормленную птицу, моллюсков и вымя. Но исторические источники часто говорят о том, как эти запреты не соблюдались.

Искусствоведы в этих произведениях часто усматривают еще один мотив — напоминание о смерти. Это также было частью гедонистического римского пира. Один из героев древнего римского произведения «Сатирикон» декламировал так: «Увы нам, бедным смертным. Все мы будем выглядеть так, как эти объедки, когда подземный мир заберет нас в свои чертоги. Давайте же жить и веселиться пока все хорошо».

Почти 2000 лет отделяют нас от тех, кто обедал за римским столом, любуясь мозаикой.

 

Ссылка на первоисточник
наверх