На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Железобетонные суда, которые никуда не плыли: зачем были нужны дебаркадеры

Все, кто хоть раз смотрел известный фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс», наверняка помнят пришвартованный у пристани дебаркадер, на который герой Никиты Михалкова въехал верхом на коне. Эпичные кадры были сняты в Костроме на плавучей пристани, которую построили только в 1967 году. Сегодня этот дебаркадер один из немногих уцелевших из сотен строений, которые когда-то были частью обширной системы водного транспорта страны.

Железобетонные суда, которые никуда не плыли: зачем были нужны дебаркадеры
Дебаркадер из фильма Эльдара Рязанова Плавучие пристани

Несмотря на то что слово «дебаркадер» французского происхождения, наибольшее распространение этот тип сооружений получил в Советском Союзе. Плавучие пристани позволяли легче осуществлять погрузку и разгрузку пассажиров и грузов, а кроме того, защищали их от снега и дождя.

Советский Союз запустил массовое производство дебаркадеров с 1925 года: эти устройства позволяли сделать удобной и мобильной всю водную систему страны. До Великой Отечественной войны было разработано несколько типов плавучих пристаней. Среди них были специализирующиеся на грузовых и пассажирских перевозках. Их производство было налажено в Финляндии и после войны в ГДР. С 60-х годов их стали делать монолитными: сама площадка была из железобетона, а вот надстройка обычно собиралась из дерева.

Железобетонные суда, которые никуда не плыли: зачем были нужны дебаркадеры
Сгоревшая несколько лет назад пристань в Ростове-на-Дону Гостиницы и санатории на воде

Использование дерева и позволило снять дебаркадер в известном фильме: он выглядел вполне в духе ушедшей эпохи. Их классический стиль был созвучен сталинской послевоенной архитектуре, поэтому практически все дебаркадеры, оставшиеся с советских времен, похожи один на другой.

Как правило, это двухэтажное деревянное здание, часть которого обычно использовалась как зал ожидания для пассажиров, кафе или ресторан. Известны случаи, когда в стационарных дебаркадерах устраивали гостиницы и санатории. К слову, в пристани из фильма «Жестокий романс» сегодня открыт отель и ресторан: ее восстановили 10 лет назад энтузиасты.

Железобетонные суда, которые никуда не плыли: зачем были нужны дебаркадеры
Наполовину затонувший дебаркадер в Ярославле

Помимо стационарных пристаней, которые крепились к дну и берегу, существовали также мобильные дебаркадеры, их можно было перемещать по реке и швартовать там, где они нужны. Например, на них могли размещать плавцеха по производству чего-нибудь и буксировать их куда угодно. Часто такие объекты использовали и как казармы и военные склады. Причина их популярности была в сочетании мобильности и большой грузоподъемности.

Железобетонные суда, которые никуда не плыли: зачем были нужны дебаркадеры
Современный дебаркадер

Сегодня судьба большинства дебаркадеров незавидна: почти все они затонули или сгорели. Лишь некоторым успели присвоить статус объекта культурного наследия. Чему-то посчастливилось сохраниться до наших дней, как, например, снявшейся в фильме Рязанова «Старой пристани» из Костромы.

А вы бывали на таких плавучих сооружениях?

Увидеть дома, которые попали в известные фильмы, можно в нашей подборке.

 

Ссылка на первоисточник
Рекомендуем
Популярное
наверх