
Читать древние тексты путешественников — значит погрузиться в мир, полный как фантазий, так и реальности. Почти за два тысячелетия до современных путеводителей греческий географ Павсаний (около 110-180 гг. н. э.) выпустил свое «Описание Греции», содержащее как рассказы о местах, знакомых всем, например, Парфеноне, так и о морских чудовищах, нимфах, других чудесных зверях, с которыми нам встретиться, скорее всего, не придется.
Тем не менее, древняя путевая литература полна мудрых советов, которыми можно воспользоваться и сегодня. Чтобы избежать толпы, не посещайте пляжные курортыДревние римляне иногда уставали от своей роскошной жизни, вина, празднеств и отправлялись отдохнуть. Тогда, как и сейчас, те, кто мог себе это позволить, стекались на побережье в летние месяцы. Многие римляне, не только самые состоятельные, владели виллами в популярных местах отдыха. Любимым римским пляжным курортом был Байя, расположенный к западу от Неаполя. Постоянными посетителями города были император Август и политик Цицерон. Главной проблемой курорта была многолюдность. Философ Сенека в письмах ворчал по поводу шумных отдыхающих, «понаехавших» на летние месяцы. Он вопрошал: «Почему я должен смотреть на этих пьяных, шатающихся по берегу или устраивающих шумные вечеринки на кораблях?»

Пьяные толпы на берегу моря — это еще полбеды, настоящее бедствие, с точки зрения философа, — снять комнату над баней. Кому понравится, если какой-нибудь негодник начнет петь в термах. Кроме того, общественные бани включали в себя салоны красоты.
Чувствительные уши Сенеки не могли слушать, когда посетителям делали эпиляцию. По свидетельству философа, из салонов часто раздавался тонкий визг. Обезболивающих не существовало.
Такой совет дает своим читателям греческий епископ 4 века Синезий. Ему рассказали об этом моряки. Морские путешествия в те времена, впрочем, как и сейчас, могут быть опасны.Так вот, если вы видите, что ваш корабль попал в сильный шторм и если у вас есть золото, его необходимо повесить на шею. Это вековая практика. Если кто-то обнаружит ваше тело в случае летального исхода, у него должны быть деньги на оплату похорон. В конце своего рассказа епископ заметил, что как только увидел землю, «обнял ее, как родную мать».
Не пытайтесь обмануть оракулаПавсаний рассказывал не только об исторических памятниках, но и о популярных оракулах, к которым шли за советом. Поездка к святыне была отнюдь не развлечением. Во-первых, паломник несколько дней готовился: очищался в священной реке и совершал жертвоприношения. Затем его отводили к источнику, где он пил воду забвения, чтобы привести свой ум в тишину. После поднимался в гору к оракулу, где опускал ноги в яму в земле. С этого момента одни начинали видеть, другие слышать. Многие были охвачены ужасом и не понимали, что происходит вокруг них. Так описывал Павсаний. Все кончалось хорошо, если человек приходил к оракулу с добрыми намерениями. Павсаний рассказал о человеке, который пришел без подготовки и умер в святилище, потому что прибыл не за советами божества, а собрать все золото и серебро.

Греческий город Аргос в Пелопоннесе уже во времена Павсания был исторической достопримечательностью. Писателю показали курган с головой медузы Горгоны и гробницу мифического царя Аргуса. Рассказчик произвел такое на него впечатление, что Павсаний не смог скрыть своего недоверия. «Проводники в Аргосе хорошо знают, что их истории далеки от истины, однако, упорно продолжают их рассказывать». Древний сатирик Лукиан был еще более язвителен: «Запретите пересказывать невероятные греческие мифы, и все экскурсоводы умрут от голода».
Свежие комментарии