Джеймс Грэм, основатель «Храма Здоровья», умел извлекать выгоду из своей способности устраивать шоу и чувствовать модные тенденции. Представьте себе конец 18 века. Публика стремилась посетить выставку солнечных микроскопов. Миниатюрный мир проецировался на стену как волшебное световое шоу. Леди и джентльмены, возможно, были свидетелями создания и работы аппарата сэра Уильяма Гамильтона.
Машина имитировала внешний вид и звук извержения вулкана. Уильям Гамильтон — вулканолог, посвятивший много времени изучению Везувия.Это был век научных открытий и развлечений, когда рационалистические идеалы Просвещения сталкивались со страстью и романтизмом. Выставки демонстрировали превосходство науки над природой, но в тоже время завораживало зрителей именно величие природы.
Джеймс ГрэмНедавно открытое электричество считалось «самой младшей дочерью науки». Аристократы из высшего общества проводили «электрические вечеринки». На них они старались удивить и шокировать друг друга электрическими опытами. Специальные колбы кружились и сияли разными цветами. Король Людовик XV специально нанял придворного электрика, физика-экспериментатора Жана-Антуана Нолле, который проводил впечатляющие электрические опыты для развлечения двора. Однажды Нолле выстроил цепочку из 180 монахов и пропустил по ней ток. Для наблюдателей электричество было чем-то из разряда необычного, чудесного, своеобразным «эфирным огнем», способным связывать гром и молнии с человеческим телом.
Но перейдем к Джеймсу Грэму, человеку которого «Британский медицинский журнал» назвал «одним из самых гнусных обманщиков в истории шарлатанства».
Джеймс Грэм, красивый и изящный, сумел заработать на своем таланте, организовать настоящие шоу и внимательно следить за модными тенденциями.В 1780 году он открыл медицинский центр «Храм здоровья » на фешенебельной улице Пэлл-Мэлл в Лондоне. Главной достопримечательностью его центра был широко разрекламированный «медико-электрический аппарат» Грэма, с гордостью названный им «самым большим, громадным, самым полезным и великолепным, который сейчас есть или был когда-либо в мире».
Обложка книги Джеймса ГрэмаВестибюль «Храма здоровья» при входе был усыпан выброшенными тростями, ушными трубками, очками и костылями, которые, предположительно, оставили посетители за ненадобностью, полностью излечившись в клинике от своих недугов. В воздухе пахло приятными ароматами, играли музыканты, спрятанные под лестницей. Посетители проходили мимо одного электрического чуда за другим: стеклянные банки из кремниевого стекла, пылающие искрами, позолоченные драконы, дышащие электрическим огнем, покрытый позолотой трон, на котором сидели пациенты Грэма и получали лечебные токи. Среди всего этого изобилия Эмма Харт, будущая любовница вице-адмирала Нельсона, одетая в мрачные греческие одежды изображала богиню молодости Гебу.
Кто-то из приходящих действительно нуждался в лечении, а большинству было интересно посмотреть на необычные экспонаты и послушать самого хозяина клиники. Он отличался недюжинным красноречием и был способен увлечь и заворожить аудиторию. Он устраивал лекции, после которых приводил слушателей в шок. Дело в том, что к каждому креслу были подключены проводники, которые в нужный момент излучали ток, люди подпрыгивали от необычных ощущений, и в этот момент из ниоткуда появлялся «чудесный дух» с бутылкой эфирного бальзама и раздавал его гостям.
«Небесная кровать» Джеймса ГрэмаЕще одной известной особенностью была «небесная кровать» Джеймса Грэма. Наполненная цветами и благоуханиями, она стояла на четырех высоких ножках из цветного стекла, по которым передавалось живительное электричество. Кровать гарантировала зачатие. «Любой джентльмен и его леди, желающие иметь потомство, могут провести вечер в "небесной кровати" за символическую плату в пятьдесят фунтов стерлингов и насладиться всеми небесными радостями, которые возможны», — так написал Грэм в рекламном проспекте. Кровать можно было установить под любым углом наклона.
Грэм утверждал, что благодаря своим приборами и лекарствами он «имеет абсолютную власть над здоровьем, функциями и болезнями человеческого организма». Английский поэт Роберт Саути, общавшийся с Грэмом, называл его «наполовину мошенником, наполовину энтузиастом». Тот верил в собственный обман.
Свежие комментарии