
В 79 году гора Везувий извергла обжигающий пепел и лаву на Помпеи и Геркуланум. Как известно, жители погибли, а их дома на века покрыл слой пепла. Город был уничтожен быстро, но свидетельства его повседневной жизни сохранились: обугленные остатки хлеба, украшения, предметы быта. За десятилетия тщательных раскопок археологи совершили множество открытий, привлекли миллионы туристов.
Результатом массового паломничества стало исчезновение многих артефактов: люди забирали их как сувениры.
Археологическое воровство имеет долгую историю. В XVIII веке, еще до того как археология стала официальной наукой, неаполитанский король финансировал раскопки в Помпеях, чтобы пополнить свой дворец художественными и историческими сокровищами. Они послужили основой коллекции помпейских древностей, выставленных в Неаполе.
Артефакты до сих пор будоражат умы авантюристов: от ныряльщиков, пытающихся поживиться за счет крупных кораблекрушений прошлого, до вероломных разорителей древних гробниц.
Воровство бывает нескольких видов. Мораг Керсел, археолог из Университета де Поля, изучающая законы о культурном наследии и преступлениях, выделяет два:
Мародерство — кража с раскопок с целью продажи на рынке древностей. Импульсивное присвоение предметов.
Оба варианта незаконны. Первый носит стратегический, спланированный характер, второй — содержит элемент случайности.
Туристу нужен сувенир на память о посещении древнего объекта, и он небрежно поднимает его с земли и увозит с собой. По словам археологов, обычно это что-то маленькое, что можно будет по прибытии домой показать детям и родным. Эрик Полер из Массачусетский университет в Амхерсте говорит, что причина воровства часто заключается в том, что людям хочется забрать с собой что-то более реальное, чем просто фотографию. Такие коллекционеры не пытаются украсть тяжелую пушку с затонувшего корабля —они забирают фрагменты керамики размером с мелкую монету.Помпеи буквально усеяны такими «сувенирами». И борьба с хищениями — большая задача, которая требует ресурсов, которые можно было бы потратить на что-то другое. А самое обидно, что воришки зачастую не знают, что делать с тем, что они сумели забрать с собой, и частички уникальной керамики пылятся в чуланах. Сара Эйерс-Ригсби, археолог из Университета Флориды, рассказывает, что к ней часто обращаются люди с вопросом: «Разбирал старый отцовский сарай и наткнулся на кучу непонятных вещей, что с ними делать?» Многие хотят вернуть, понимая, что предмет был приобретен незаконно, боясь проклятий и несчастий. Какова цена артефактов на книжной полкеБеда в том, что когда артефакт вырван из своего археологического контекста, он становится гораздо менее полезным для исследователей. «Россыпь остатков кремния может показать, где неолитический человек проводил время, создавая орудия труда, можно даже понять, как люди сидели во время работы. Там, где были их ноги, мы обнаружим пробелы в остатках камня», — говорят специалисты. Ободок горшка мог подсказать, например, где готовили еду или устраивали пиршества. Без связи с местом обнаруженные артефакты сложнее интерпретировать, так же и исторические места без объектов представляют мало интереса.

Тем не менее для археологов желание людей вернуть украденное очень ценно. Сохранившиеся вещи могут быть использованы в образовательных целях или для будущих исследований. По мнению специалистов, импульсивное коллекционирование вредит науке. Кусочки исторического наследия принадлежат всем и являются частью головоломки, которая рассказывает о нашем общем прошлом. Потому то, что было взято под воздействием эмоций, нужно вернуть. Способов много. Про один из них мы недавно рассказывали: жительница Канады увезла с собой осколки амфор, но спустя десятилетия пожелала вернуть их, чтобы несчастья миновали ее семью. Узнайте, как она это сделала.
Свежие комментарии