Затворничество во время работы практиковали многие известные писатели, но автор «В поисках утраченного времени» возвел свое желание уединиться в культ. Он предпочитал совсем не выходить из дома и занимался исключительно сочинительством. Не только гостям, но даже солнечному свету и звукам улицы было запрещено тревожить писателя: тяжелые портьеры на окнах и обитые пробковым деревом стены защищали Пруста от внешнего мира.
Все мы родом из детстваПроявившаяся в девятилетнем возрасте астма определила весь дальнейший образ жизни Пруста. Астма ли стала причиной ипохондрии или наоборот — сейчас уже не установить. Свой вклад внесли и повышенная впечатлительность мальчика, и отсутствие необходимости работать.

Отец писателя был успешным врачом, а мать наследовала немаленькое состояние. Цветочная пыльца, сквозняки, ветры — всё, от чего Пруст бежит. Если он все-таки выезжает, его экипаж закрыт, а он не снимает меховое пальто даже в салоне. При выездах за город Пруст вынужден оставаться в машине: он просит шофера подносить и показывать ему цветы через стекло. Лишенный возможности наслаждаться красотой природы, которую он так любит, Пруст направляет свое внимание внутрь, мир душевных переживаний и впечатлений становится центром его вселенной. Ранняя смерть родителей — поворотный момент в его судьбе. Он принимает решение жить затворником и взяться за серьезный литературный труд.
«Я более не выхожу…»Эта фраза в дневнике писателя предваряет период создания его первого романа. Стоит сказать, что Пруст и ранее предпринимал попытки литературного творчества: оба произведения остались незавершенными.
Не вызвало энтузиазма у издателей и его новое творение — первая часть цикла «В поисках утраченного времени». Автор публикует роман за свой счет, в свет выходит новаторская книга о мальчике Марселе, который пятьдесят страниц лежит в кровати, вспоминая, как его перед сном целовала мама. В первые 2 месяца после выхода книги в магазинах продано 2 000 экземпляров романа, что свидетельствовало об успехе. Роман быстро стал популярным в Великобритании и США. Пруста сравнивали с известным тогда автором Генри Джеймсом.
Предельная концентрация на самом себе, своих мыслях и переживаниях, ставшая возможной именно благодаря затворничеству, превращается в авторский прием. Продолжая традиции «Исповеди» Блаженного Августина, Пруст доводит жанр до абсолюта.
Писатель настаивает на собственной зоркости в кажущейся тьме: «Никогда Ной не видел мир лучше, чем из ковчега, хотя тот был затворен, а на землю пала ночь». Его впечатлений, полученных за 30 лет жизни, достаточно для создания книги о высшем свете. Больше Пруст не выходит: он общается с внешним миром посредством писем, которые носит адресатам его верная экономка Селеста Альбаре. Пруст предпринимает попытку блокировать любое внешнее влияние: для него память важнее органов чувств. Прячась от посторонних звуков, он приказывает обить стены комнаты пробкой.
В поисках ПрустаСегодня увидеть писательскую келью в том виде, который задумал Пруст, невозможно. Частично интерьер комнаты перенесен в посвященный истории города музей Карнавале в Париже. Несколько перестроенную квартиру Марселя Пруста в доме № 102 на бульваре Осман, где находится в настоящее время банк Варен-Бернье, сегодня можно посетить только в строго ограниченное время. К слову, вместо пробки на стенах теперь имитация — обои под пробковое дерево, которые вряд ли одобрил бы сам писатель.
Свежие комментарии