Несмотря на то, что с момента окончания Второй мировой войны прошло уже более 70 лет, в некоторых уголках Мирового океана до сих пор лежат затонувшие суда, на борту которых находились смертельно опасные химические вещества и боеприпасы с отравляющими компонентами. И если сразу после окончания войны, эта проблема казалась такой далекой и не столь впечатляющей, то сегодня, когда морская вода постепенно разрушает защитную оболочку и выпускает в открытое море тонны ядовитых веществ, экологи и государственные деятели начинают лихорадочно искать выход из сложившейся ситуации.
Одной из таких проблем, которая, без преувеличения, может затронуть всю Европу, является затонувшая у берегов Норвегии подводная лодка U-864.Немецкая подводная лодка U-864 приступила к выполнению боевых задач в декабре 1943 года, в разгар Второй мировой войны. Но она вошла в историю не как активный участник боевых действий, а как грандиозное хранилище токсичных отходов, проблему которых, кажется, никто не спешит решать.
Местонахождение затонувшей подводной лодкиЛодка пробыла в составе военно-морских сил Третьего рейха чуть больше года, и в феврале 1945 года была затоплена в результате атаки другой подводной лодки, принадлежащей Великобритании. U-864 пошла ко дну, унося с собой смертельный груз: около 60 тонн чистой металлической ртути. Помимо ртути, лодка перевозила на своем борту детали реактивных двигателей, а также другие технологические элементы, которые были необходимы для военной промышленности дружественного государства — Японии. В момент атаки подлодка находилась у берегов оккупированной Норвегии и чувствовала себя в относительной безопасности, но британские торпеды настигли ее и она пошла ко дну в районе острова Федье.
Остров ФедьеОбломки немецкой лодки, которая перевозила токсичный грунт, были обнаружены лишь в 2005 году — спустя 60 лет после катастрофы. Остатки корпуса корабля, как и его смертельного груза, покоятся на глубине 150 метров. Но, несмотря на небольшую глубину, опасную находку никто не спешит поднимать. Ртуть перевозилась в стальных флягах, которые вмещали в себя по 32 килограмма металла. Согласно найденным документам, всего таких фляг было 1857 штук. Но, как показывают наблюдения, часть этих фляг уже не является целыми и ртуть поступает в воды моря. Прибрежные воды у острова Федье имеют повышенное содержание ртути, которое не укладывается ни в какие санитарно-эпидемиологические нормы. По этой причине рыболовство в этом морском регионе находится под запретом. Экологи оценивают массу ежегодно поступающей в воды моря ртути в размере 4 килограммов.
Останки немецкой субмариныСегодня проблема затонувшей немецкой лодки, которая везла груз для Японии и была сбита британцами, никак не волнует ни Великобританию, ни Германию ни и уж тем более Японию. Это проблема исключительно Норвегии, которая уже несет потери в связи с утечкой ртути, а местные политики и экологи провели не одно заседание в поисках решения этой проблемы. Изначально планировалось поднять остатки лодки и ее содержимого на поверхность, но затем, по непонятным причинам, от этого плана отказались. Затем высказывались совсем уж примитивные решения в виде консервации опасного захоронения путем засыпки его песком и щебнем. По некоторым данным, эта засыпка даже была произведена, но сегодня вновь встал вопрос о поднятии опасного груза, так как такое решение нельзя считать эффективным. Пока Норвегия ищет средства и приемлемое техническое решение, ртуть продолжает выходить из разрушающихся емкостей, а морские течения разносят ее по просторам Норвежского и Северного морей.
Свежие комментарии