Гигантские летучие мыши-люди, сутки на пролет уплетающие фрукты и радостно болтающие между собой; козлоподобные создания с синей шкурой; собор из полированного сапфира. Именно такие необыкновенные зрелища открылись взору Джона Гершеля, знаменитого английского астронома, когда в 1835 году он направил мощный телескоп на Луну из обсерватории в Южной Африке.
Ну или, по крайней мере, так заявляли читателям в газетных репортажах нью-йоркской газеты The Sun. Летучие мыши-люди
Это вызвало сенсацию. Газета была нарасхват. Тираж вырос с 8 000 более чем до 19 000 экземпляров, обогнав лондонское издание The Times и став самой продаваемой ежедневной газетой в мире. Была только одна небольшая поправочка. Невероятные сообщения в действительности придумал редактор Ричард Адамс Локк.
Гершель реально осуществлял настоящие астрономические исследования в Южной Африке. Но Локк понимал, что на разоблачение обмана уйдут месяцы, так как единственным средством связи с Кейптауном были письма. Позже газета даст опровержение и принесет извинения, но выиграет в коммерческом отношении. Именно на это он делал ставку.
Ричард Адамс ЛоккСегодня это уже классика жанра фейковых новостей. Фейк ньюс — это вовсе не изобретение эпохи интернета. Они появились, как только человечество научилось обращаться с печатным станком.
В XVI и XVII веках типографии выпускали сборники новостей, в которых развернуто описывались удивительные животные и загадочные происшествия. В 1654 году писали, что в Каталонии обнаружили чудовище с «козлиными копытами, телом человека, семью руками и семью головами».
Один английский памфлет в 1611 году поведал о женщине из Голландии, которая жила 14 лет, обходясь без воды и пищи. Ну и что с того, что эти новости не были правдой? Издатели утверждали, что они не отвечают за достоверность информации и пишут о том, что хочет прочитать публика. Газеты же действовали по-другому. Им нужно было выходить регулярно, и они дорожили репутацией.The Sun была основана в 1833 году, финансировалась в основном рекламодателями и преследовала цель получить читательскую аудиторию любой ценой.
Газета The SunПоначалу она процветала, благодаря лунным гороскопам, часто становилась бестселлером. Но вскоре ее публикации разоблачили конкурирующие газеты. Редакторы поняли, что бесконечный источник для вдохновения и поддержания читательского интереса можно найти в репортажах из зала суда. Издатели отправили репортеров в полицейские участки. Появились криминальные детективные истории из настоящей жизни, которые захватили внимание аудитории.
По мере развития журналистики в 19 веке появлялось все больше респектабельных газет и журналов, отличающихся беспристрастностью и объективностью. Новый всплеск фальшивых новостей произошел в начале 21 века в связи с развитием интернета.
Свежие комментарии