На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Еще 100 лет назад по Красной площади можно было прокатиться на трамвае

Пока в Москве отменяют последние трамвайные маршруты, сложно становится представить, что еще сотню лет назад прокатиться на трамвае можно было по Красной площади. Правда, тогда она не была не только символом страны, но и главной площадью Москвы. Около памятника Минину и Пожарскому была остановка общественного транспорта, а по самой площади ходил трамвай, вокруг которого развернулись нешуточные страсти между архитекторами и торговцами.

Не главная площадь страны

Традиционно указы царя оглашались на Ивановской площади, которая и считалась главной. Религиозным центром была Соборная площадь, на которой располагался Успенский собор Кремля. Именно в этом храме венчали на царство русских правителей. Красная площадь была обычным районом города, где издавна располагались торговые ряды.

Еще 100 лет назад по Красной площади можно было прокатиться на трамвае

После установления советской власти прежние смыслы были утрачены, а функции главной площади передали Красной — она была лучше приспособлена для парадов. Особую важность она приобрела только тогда, когда был построен мавзолей Ленина, а около Кремлевской стены стали хоронить руководителей страны.

Еще в начале XX века через Красную площадь можно было проехать на трамвае. Этот вид транспорта появился в Москве в 1899 году на месте маршрутов конки. Его задачей было связать районы вокруг Садового кольца с центром города. Поскольку пути общественного транспорта можно было проложить только через Москворецкий мост (остальные мосты либо уже были загружены, либо не подходили по иным причинам), трамвайная линия неизбежно должна была пересекать и Красную площадь.

Между эстетикой и коммерцией

Решение, которое и сейчас кажется нам невероятным, уже в начале XX века вызвало удивление и недоумение архитекторов и историков, которые считали, что опоры контактной сети портят исторический вид центра города.

Общественный протест выразили авторитетные люди того времени: против трамвая были художник В. М. Васнецов, князь Н. С. Щербатов, архитектор Ф. И. Шехтель, директор Строгановского училища Н. В. Глоба. Они стали авторами открытого письма в городскую управу, в котором критиковали решение визуально перерезать проводами и столбами исторический вид на Собор Василия Блаженного и другие достопримечательности. Аналогичное письмо было адресовано также императору.

Однако за сохранение трамвая ратовали владельцы лавок и магазинов, расположенных на месте современного ГУМа. Торг на этом мечте велся издавна, только в 1893 году владельцы лавочек вложились в строительство новых каменных палат ГУМа, и терять покупателей из-за изменения схемы движения транспорта совсем не собирались. В своем обращении к властям они уверяли, что, если убрать трамвай, пропадет вся торговля, люди перестанут приезжать на Красную площадь, и любоваться прекрасными памятниками будет некому.

Еще 100 лет назад по Красной площади можно было прокатиться на трамвае

Удивительно, но консенсус был благополучно достигнут. В угоду торговцам, трамвай на Красной площади оставили, но его пути проложили вдоль Кремлевской стены, максимально близко к ней. Остановка общественного транспорта была поставлена там же, в нескольких шагах от памятника Минину и Пожарскому.

Во второй раз убрать трамвай с Красной площади хотели в 1924 году, поскольку началось строительство мавзолея Ленина. Площадь постепенно приобретала официальный статус. Трамвайный шум не совсем приличествовал месту упокоения вождя. Однако действительно убрали общественный транспорт с площади только в 1930 году — она понадобилась для проведения грандиозных парадов. Тогда же перенесли и памятник Минину и Пожарскому туда, где он стоит сейчас.

 

Ссылка на первоисточник
наверх