Несколько историй об остроумном Александре Дюма
Талантливый, остроумный, любвеобильный, трудолюбивый. Писатель, издатель, драматург – все это о великом Александре Дюма — едва ли не самом известном из классических французских писателей. Его иногда путают с сыном, который также был писателем, и которого также звали Александром, но произведения отца и сына заметно отличаются друг от друга.
Стрелок
Дюма был страстным спорщиком. Однажды Александр проспорил «американку» (дикий, но легальный в те времена аналог дуэли – проспоривший должен стреляться сам). Дюма удалился из комнаты – по правилам «игры», в его распоряжении был час. Секунданты мрачно ожидали печального исхода, когда за дверью наконец раздался оглушительный выстрел.
Через непродолжительное время к друзьям вышел живой и невредимый Дюма.
— Я стрелялся, но, увы, промахнулся! — как ни в чем не бывало заметил великий писатель, и с удовольствием налил себе бокал шампанского.
Обед
Однажды Александра Дюма спросили, весело ли было накануне на званом праздничном обеде. Писатель ответил:
«Очень! Но если бы там не было меня, я бы умер от скуки!»
Герой-любовник
Дотошные биографы подсчитали, что у создателя «Графа Монте-Кристо» было 350, а то и все 500 любовниц. В Париже ходили легенды о бурном темпераменте Дюма!
— Поговаривают о моих «африканских страстях», — говорил сам Александр — многих любовниц я завожу лишь из человеколюбия: если бы у меня была одна любовница, она бы умерла уже через неделю!
Деньги на похороны
Однажды к Александру Дюма обратились с просьбой дать 25 франков на похороны судебного пристава, умершего в бедности. Дюма достал 300 франков и сказал:
«Я отдаю все, что у меня сейчас есть. Похороните дюжину судебных приставов!»
Дюма и врач
Один известный парижский врач попросил Дюма написать несколько слов в его книгу отзывов. Дюма охотно согласился и написал:
«С тех пор как доктор Г. стал лечить целые семьи, больницы следует ликвидировать».
Врач воскликнул:
«Вы мне льстите!»
Тогда Дюма дописал:
» …и построить два новых кладбища»
Рекламщик
В качестве одного из способов привлечь публику на свои спектакли Дюма практиковал публикацию объявлений романтического свойства, вроде «Придет ли сегодня в театр господин, который смотрел на меня так пристально, что заставил покраснеть как-то вечером на представлении «Нельской башни»? Для него будет оставлена записка. Влюблённая». В результате, сотни парижан и гостей столицы приобретали билеты на пьесы Дюма в надежде, что загадочные «влюбленные» обращаются именно к ним.
В зоологическом саду
Однажды Дюма прогуливался в зоологическом саду с красивой молодой дамой . Та была в полном восторге от увиденного, но более всего ее поразил какой-то олень с четырьмя рогами вместо двух. Дама поинтересовалась у своего спутника, что это за животное. Дюма довольно быстро отреагировал:
«Я полагаю, что это вдовец, который снова женился».
В Казани
В 1858 году Дюма посетил Казань и держал себя там довольно странно. Он поселился на окраине города, в Адмиралтейской слободе, и всё время носил костюм русского ополченца.
На недоумённые вопросы француз бесцеремонно заявлял, что он «оставил свой европейский костюм в последнем европейском городе — Петербурге».
Тем не менее, казанское общество весьма дружелюбно относилось к известному писателю. Когда Дюма пригласили на охоту, он настрелял много зайцев и по этому поводу сострил, что «даже зайцы в Казани очень дружелюбны».
Курбе у Дюма
Однажды художник Густав Курбе (1819-1877) зашёл к Александру Дюма, с которым он ещё не был знаком. Лакей преградил ему путь:
«Господин Дюма не принимает».
Курбе проявил настойчивость:
«Передайте ему мою визитную карточку».
Лакей исполнил его просьбу и, вернувшись, сказал:
«Вас просят войти».
Курбе застал Дюма, сидящим в ванне, из которой писатель с улыбкой сказал художнику:
«Рад с вами познакомиться! Раздевайтесь и залезайте в ванну — здесь нам будет гораздо удобнее беседовать».
Кулинар
Дюма очень хорошо готовил. Это подтверждают не только многочисленные современники, но и приводимые им в своих произведениях описания разных блюд (например, в «Графе Монте-Кристо» рассказывается о приготовлении волжской рыбы).
В 1863 году Дюма посетил знаменитого кулинара Дени-Жозефа Вуилльмо, приготовившего для Александра и его друзей пышный банкет во «Французском ресторане» на площади Мадлен. Растроганный Дюма подарил кулинару свой портрет, сделанный в Тифлисе, а потом сочинил для его ресторана шутливое меню: «…вначале идет закуска, потом суп «по-букенгемски» или «из Могикан Парижа», к этому добавляются омары «а ля Портос», говяжье филе «а ля граф Монте-Кристо», пирожок «а ля королева Марго». Потом десерт, раки «а ля Д’Артаньян», сливки «а ля королева Кристина» и так далее».
Дюма и бережливость
В зените славы Дюма зарабатывал миллионы, а умер разоренным на руках у сына. Возле его постели на столике лежали два луидора — все, что осталось от его состояния. Однажды он взял их, долго разглядывал, а потом сказал сыну:
— Все говорят, что я мот… Видишь, как все заблуждаются? Когда я впервые приехал в Париж, в кармане у меня было два луидора. Взгляни… Они все еще целы.

Свежие комментарии