Череп кашалота, эндемики и следы айнов: что нашли ученые в экспедиции на Курилах

Несмотря на свои маленькие (по сравнению со всей страной) размеры, Курильские острова имеют для России стратегически важное значение. Многие из них мало изучены, к тому же данные последних экспедиций значительно устарели. Что ученых удивило и поразило на Курилах, мы расскажем в нашем материале сегодня.

Экспедиция длиной в два года

14 университетов и научных организаций снарядили своих биологов, экологов, вулканологов, географов, почвоведов и других умных мужей в экспедицию еще в 2019 году. Несмотря на сопровождение военными (события могут приключиться различные), погодные условия не позволили ученым исследовать все, что те планировали. В следующем году пандемия тогда еще неизвестного вируса подорвала все планы. Лишь в нынешнем году ученые смогли завершить свое путешествие.

Фото: Peter/flickr.com

Специалисты разных областей впервые комплексно решили подойти к изучению островов. Одни занимались изучением птиц, другие — животных, третьи — палеоцунами, то есть следами от древних цунами (и такое, оказывается, изучают), четвертые — изменениями в структуре земли в результате тектонических сдвигов.

Открытия века

Обывателям кажется, что уже все на нашей планете известно и изучено. Неужели на Земле остались еще белые пятна и есть незнакомые человеку животные?

Фото: NASA Goddard Space Flight Center/flickr.com

Оказывается, да. Новые виды ученые включат в каталог морской фауны России, а краснокнижных надеются защищать, организовав природоохранную территорию. Есть виды, например, калан, которые нужно уберечь от браконьеров, пока они совсем не исчезли. Исследуя акваторию одного из островов Курильской гряды, ученые наткнулись на череп кашалота.

Фото: rgo.ru

Сколько он там пролежал, неизвестно, но уже ясно, что он станет экспонатом Зоомузея МГУ. Этнографы занимались своими исследованиями и нашли стоянки айнов, коренного народа этих мест, а также русских поселенцев.

Фото: Peter/flickr.com

Были обнаружены запасы полезных ископаемых, разработка которых пока не ведется. Это ртуть и цветные металлы, нефть и природный газ. Акватория вокруг многочисленных островов богата и разнообразна: в этом регионе можно в перспективе организовать разведение рыбы, водорослей, ракообразных, моллюсков и других организмов. Другая перспектива Курильской гряды — развитие туризма. Как и Камчатка, Курилы богаты горячими источниками, лечебными грязями и живописными ландшафтами. Чтобы составить общее представление о Курилах, предлагаем посмотреть видео хотя бы об одном острове.

В одной из статей мы объясняли, почему Курилы так важны для нашей страны.