С чем ассоциируется у вас школа помимо строгих голосов учителей, непременной линейки 1 сентября и необходимости сдавать экзамены? У каждого из нас будет свой собственный набор ассоциаций: как приятных, так и до сих пор вызывающих перемещение души в пятки. Но есть нечто общее: все мы сидели за партами, носили ранцы и писали белым мелом на школьной доске.
Давайте узнаем кое-что новое из истории этих вещей. Школьная парта была изобретена из-за проблем со зрениемПервое, чему учат первоклашек помимо соблюдения тишины в классе, — правильно садиться за парту. Пожалуй, это самый привычный предмет в школьной обстановке. А между тем он появился в школах лишь в конце XIX века. А до этого ученики сидели за обычными столами. Правда, в старину существовали все же достаточно эргономичные, как мы говорим сегодня, приспособления для письменных работ: поставец, секретер, а еще — конторка. Они-то и стали прототипом парт.

Кстати, основной причиной появления нового вида сидячего места для учеников послужили их проблемы со здоровьем, а именно — со зрением. Врач-гигиенист Ф. Ф. Эрисман еще в далеком 1870 году доказал, что учение портит зрение. Точнее, учение, когда тело школьников находится в физиологически неправильном положении. Энтузиаст предложил конструкцию собственного проектирования, и этот вариант так и вошел в историю как парта Эрисмана. У стола теперь имелся другой наклон столешницы, а еще он был соединен непосредственно со скамьей.
В дальнейшем ссыльный студент П. Ф. Коротков еще больше усовершенствовал парту, сделав ее двухместной, а не одноместной, как это было раньше. Еще он предложил с боков парты прикрутить крючки для сумок, сделать откидную крышку, а внутри парты разместить удобные полки для учебных принадлежностей. Такими парты и дошли до наших дней.
Такой привычный ранец, который школьники вскоре после начальных классов меняют то на модные рюкзаки, то на сумки, тоже имеет интересную историю. В деревнях, например, ребята долгое время ходили в школу с холщовыми котомками-мешками за плечами. Портфели в те времена еще были без ручек и служили аксессуаром служащих да чиновников. К концу XIX века ручки все же догадались приделать, и новый для школьников вид сумок приобрел популярность. А еще позднее, подсмотрев идею у армейских ранцев, производители снабдили ранцы лямками. Так у школьника освобождались обе руки, а еще это было куда полезнее для осанки.

Кто из нас хоть раз не стоял перед школьной доской, мучительно вспоминая так некстати забытую формулу или теорему, проклиная эту черную поверхность? Отметим, что она тоже появилась в школах не так давно. Просто раньше у каждого ученика была собственная маленькая доска, на которой он выполнял задания, задаваемые учителем.

Но вот однажды директор шотландской школы Джеймс Пилланс в 1814 году на уроке географии соединил между собой несколько досок сразу: он хотел более наглядно изобразить карту для детей. Так и появилась большая классная доска. И если раньше, не выполнив задание или сомневаясь в его правильности, ученик затравленно склонялся над своей маленькой персональной доской, то теперь учеников стали вызывать к доске перед всем классом. Не всегда приятная процедура, особенно если не выучил уроки, но зато и вероятность ее стала меньше.
Иногда интересно узнать о предметах, которые окружают нас с самого детства, но об истории которых мы ничего не знаем. И представить, как будет, например, выглядеть класс в школе будущего столетия. А что бы лично вам хотелось изменить в своем школьном прошлом?
Также спешим поделиться тем, как выглядят школы в разных странах мира, а также историей школьной формы.
Свежие комментарии