На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Кто научил Петра I «играть в царя»

Какой самый подходящий способ быстро изучить, освоить что-то новое или привычное, но скучное? Конечно, игра. Причем это верно и для детей, и для взрослых. Популярные методики изучения иностранных языков, новые онлайн-курсы с интересной формой подачи материала — это все о том же. Но оказывается, даже освоение царственных обязанностей можно сделать для юноши эдаким квестом.

Не каждый советник способен сделать такое, но Петру повезло: таких человека в его окружении оказалось сразу два.

Научил кутить, общаться с дамами и генерировать идеи

Первый, Франц Лефорт, уроженец Женевы уж точно никогда не думал не гадал попасть в наставники русского государя. Он просто сначала пытался построить военную карьеру при курляндском герцоге, а потом перебрался в Россию, наслышанный о ее перспективности для иностранцев. Поселившись в Немецкой слободе, Франц мигом завел много друзей и приятелей, благо, был крайне общителен и весел. Одним из его новых знакомых как раз и стал Петр. Но тогда никто и не подозревал, что во многом вся политика России будет зависеть от этого обаятельного иноземца. Тем не менее, именно Лефорт был одним из тех, кто поддержал юного Петра при конфликте с регентшей Софьей в 1689 году, и с тех пор они были неразлучны.

Кто научил Петра I «играть в царя»
«Портрет Ф. Я. Лефорта», конец XVII в. Михиль ван Мюссер

Кто-то может счесть бывшего жителя Женевы легкомысленным кутилой, обычным весельчаком и будет не прав. Да, Лефорт был истинным специалистом по части организации пирушек для царя, и это именно он научил Петра пить не пьянея, ухаживать за дамами и многому другому.

Но разгульное веселье в обществе единомышленников и друзей давало молодому царю порой время и возможность перезагрузиться, как ни странно, освежало его ум и взгляд на вещи. И после подобных мероприятий Петру как раз и приходили в голову отличные идеи. Лефорт так же, как юный государь, интересовался всем захватывающим и необычным, недолюбливая скучные, монотонные занятия государственной службы. Например, оба они обожали потешные бои, строительство флота и новые знакомства. Но помимо Лефорта рядом с монархом был человек совершенно другого склада, который уравновешивал эту жизнерадостную пару и отвечал за другие направления деятельности.

Кто научил Петра I «играть в царя»
Памятник Петру I и Лефорту в Москве Научил быть серьезным

Мы говорим о Патрике Гордоне, которой стал буквально правой рукой царя. Методичный, скромный, склонный не к веселью, а к постоянному самообразованию Гордон был кладезем военных познаний. Это и неудивительно: он имел огромный практический опыт, был первоклассным стратегом. Петр заметил своего второго соратника и учителя во время смотра Бутырского полка в 1687 году. И, кстати, Гордон точно так же, как и Франц Лефорт, поддержал его в тот момент, когда его власть была как никогда шатка и он был в опасности. С той поры военными занятиями царя стал руководить именно Патрик. Он пользовался абсолютно заслуженным уважением окружающих, был бескорыстен и радел лишь о благе России, а не о своих личных интересах. Его подспудное положительное влияние на Петра сложно переоценить. Молодой самодержец стал более ответственным и серьезным правителем. Раньше увлекающийся лишь тем, что было ему по сердцу, Петр начинает вдумчиво подходить ко всем государственным делам.

Кто научил Петра I «играть в царя»
Портрет Партика Гордона неизвестного художника

Впрочем, влияние обоих наставников, а вернее сказать, друзей, оказало на императора самое положительное воздействие. Два учителя-иностранца были полными противоположностями, но, возможно, именно такое различие взглядов и темпераментов было полезно для формирования личности царя. Лефорт и Гордон, вопреки злым языкам, сделали много для России, прямо и косвенно, хотя и были иностранцами. И делали все словно в форме игры, ненавязчиво. Благо, с переменчивым и бурным темпераментом Петра, обожавшим перемены, такой подход был идеальным и самым благотворным. Просто его мальчишеские игры сменились «игрой в царя». А потом это стало уже не игрой, а истинным призванием.

А в какой форме лучше воспринимаете информацию вы, нравится ли вам подход, при котором знания подаются в игровой форме?

А здесь вы можете почитать о том, чему Петр I научился в Голландии.

 

Ссылка на первоисточник
наверх