
Ученые семнадцатого века приходили в ужас от того, какое количество знаний было утеряно, когда закрывались монастыри. Представьте себе, что вы держите в руках единственный экземпляр старинной рукописи. Теперь вообразите, что вы используете ее для того, чтобы подложить под ножку качающегося стола или почистить ею ботинки.
Как объясняет историк Элизабет Йель в журнале Book History , именно так многие люди поступали со старинными рукописями в Англии до того как были изобретены архивы, столь привычные для нас сегодня.Когда Реформация овладела страной, пишет Йель, парламент в 1536 году принял закон о закрытии монастырей. В течение следующих двух десятилетий Англия опустошала монастырские библиотеки. В то время как несколько антикваров пытались спасти ценные тома, на самом деле не было никаких гарантий, что их можно сохранить в целости и сохранности. Люди использовали пергамент с рукописным текстом для того, чтобы чистить им оружие, заворачивать в него перчатки, хранить одежду.
«Рукописи были повсюду, — пишет Йель. — Причем в таком виде: они были разорваны на куски и использованы до такой степени, что уже совсем не было видно, что на них написано. Пергамент и бумага сами по себе были гораздо ценнее, чем тот текст, который они хранили».
Йель цитирует натуралиста и антиквара Джона Обри, который вспоминал, что был ужасно огорчен, когда увидел старинные рукописи, которые повторно использовали в его классической школе. Особенно его возмутило, когда ректор сварил бочонок Эля и использовал рукопись-пергамент как затычку для бутылки. На замечание антиквара, тот ответил, что старинная рукопись для затычки подходит особенно хорошо.
Ученые того времени и среди них Обри при уничтожении монастырей начали спасать то, что могли, и находили способы сохранить знания, включая переписывание текстов и создание архивов для хранения оригинальных работ. Поскольку многие антиквары были также натуралистами, они быстро приложили усилия к сохранению научных текстов и возможности делиться новыми научными открытиями.
Следуя идеям философа Фрэнсиса Бэкона, они все чаще рассматривали статьи как фундаментальную часть эмпирических исследований, работая вместе для сбора, систематизации и увеличения научных знаний. Для письменных источников знаний, как новых, так и старых, ученые создавали новые институты. Одним из них был музей Эшмола при Оксфордском университете, основанный Элиасом Эшмолом. Антиквар завещал свою большую коллекцию рукописей и книг университету с условием, что заведение будет постоянно сохранять их и держать архивариуса для хранения и каталогизации материалов.
Библиотека аббатства Меттен, ГерманияУсилия ученых, направленные на сохранение записанного слова, выходили далеко за рамки бережного отношения к научным работам или историческим документам. Таким образом, натуралисты сохраняли важные документы, так же как хранили и коллекционировали редкие виды животных.
Трудно себе представить, что архивисты семнадцатого века сделали бы с сегодняшней технологией, которая позволяет нам вмещать целые библиотеки на жесткий диск и мгновенно обмениваться письмами с людьми по всему миру. Но Йель отмечает, что специалисты сегодня сталкиваются с теми же вопросами, что и тогда: какую информацию собирать, как хранить, каталогизировать, эффективно делиться ею.
Свежие комментарии