Ученые выяснили, что провоцирует образование огромных стай саранчи

Саранча — страшное насекомое, которое способно оставить без урожая целые регионы, лишив людей продовольствия. Оно долгие годы оставалось непонятным для ученых: по какой причине миллионы особей объединяются в стаи и начинают мигрировать в соседние регионы, что их привлекает и заставляет менять образ жизни?

В какие-то годы саранча почти не причиняет фермерам вреда, в другие, наоборот, ставит на грань разорения. Но как работает этот страшный природный механизм? Кажется, ученые нашли ответ на этот вопрос.

Как устроена жизнь саранчи

В теплых и зачастую засушливых регионах нашей планеты обитает несколько видов саранчи. Все они имеют одну специфическую особенность. Эти насекомые могут жить в двух совершенно разных состояниях: по одному и в виде огромной стаи. Поскольку саранча, объединенная в стаю, угрожает продовольственной безопасности, ученые давно занимаются изучением этого феномена. Энтомологам удалось выяснить, что саранча может существовать в одиночной фазе продолжительное время, пока в месте, где она обитает, не случится какое-либо ухудшение условий жизни. Чаще всего это засуха и последующее отсутствие корма.

Ученые выяснили, что провоцирует образование огромных стай саранчи

В случае наступления таких неблагоприятных условий саранча переходит в активную стадную фазу: насекомые производят на свет видоизмененное потомство. У новых особей более развитые крылья, а сами они крупнее, что позволяет совершать дальние переходы и перелеты на значительные расстояния. Этот поразительный механизм позволил саранче приспособиться к неблагоприятной погоде и выжить вопреки всему. Новое поколение начинает процесс миграции в более благоприятные зоны, который всегда заканчивается плачевно для сельскохозяйственных угодий. Тысячи людей, вооруженные инсектицидами, выходят на борьбу с саранчой. Но, увы, зачастую победить ее практически невозможно: трудно предсказать, куда миллионная армия прожорливых летунов двинется через сутки, и пока люди готовятся принять меры, насекомые уже уничтожают очередное поле с кукурузой или пшеницей.

Биохимия стаи

Но что служит тем сигналом, по которому одиночная саранча переходит в стадную фазу? Оказалось, что эти насекомые реагируют на специфический феромон под названием 4-виниланизол, который выделяется ими самими и провоцирует переход к активной фазе. Ученые выяснили, что этот феромон всегда присутствует в стаях мигрирующей саранчи, и его количество с течением времени только возрастает. Чем больше феромона, тем больше саранчи привлекает этот запах, заставляя насекомых собираться в миллиардные стаи. Даже в небольших сообществах, состоящих из нескольких особей, присутствует этот феромон, который начинает привлекать сородичей.

Ученые выяснили, что провоцирует образование огромных стай саранчи

Ученые говорят, что, используя это химическое вещество, можно заманить огромную стаю насекомых в определенное место, где и уничтожить при помощи инсектицидов. Так будет намного лучше для всех, ведь в случае компактного расположения потребуется намного меньше препаратов и трудовых ресурсов, а урон окружающей среде будет в разы меньше. Но самое главное — уничтожить саранчу можно будет за пределами поля с культурными растениями, не увеличивая химическую нагрузку.