
Мы привыкли слышать о чудовищах в народных сказках и былинах, а также в иностранной мифологии. Одни только греки рассказывали столько всего о диковинных созданиях, которые были угрозой для человека и посылались ему в наказание или для проверки крепости духа! Мифы кишат монстрами: от Минотавра до Кракена.
Но не все знают, что картографы эпохи Возрождения и средневековья рисовали чудищ на своих картах, чтобы показать людям, где те обитают. Автор ролика, приложенного ниже, рассказывает об этой частичке истории.
Самыми известными примерами являются атлас Авраама Крескеса (1375 год) и морская карта Олафа Магнуса (1539 год), которые украшены множеством странных созданий, якобы населявших воды Северного и Норвежского морей. В те времена моря были мало изучены. И люди верили, что они таят в себе неведомую опасность.
Но для картографов монстры были не просто картинками — так люди отмечали самые опасные места. Интересно, что художники вдохновлялись высказываниями древних ученых в выборе образа чудовища. К примеру, римский писатель Плиний Старший, живший в первом веке, высказывал теорию о том, что у каждого сухопутного существа есть свой морской аналог. Так, были морские львы, коровы или собаки, хотя некоторые названия дошли до нас.

Изображения получались особенно яркими, потому что сами художники не видели загадочных существ — их образы складывались из россказней невежественных моряков, которые любили все приукрасить.
Так, киты описывались как гигантские чудища с собачьими мордами и огромными клыками, которые могут переворачивать корабли и создавать водовороты. Отсюда же пошли сказки о громадных морских змеях, осьминогах и крокодилах. Стоит учесть, что гигантские скаты длиной в 10 метров или кальмары по 20 метров, которые и правда существуют, могут напугать кого угодно, особенно если он находится на судне, в три раза меньше этого существа.
Еще одна причина рисования монстров на картах — это необходимость заполнить пробелы в знаниях. Так художники обозначали неисследованные места, где могло быть что угодно. В искусстве этот прием называется «страхом пустоты».
В XVII веке, с появлением печатных станков, чудища начинают исчезать с карт, а рыбы и млекопитающие обозначаются, чтобы указать место промысла, а не опасности. Так чудовища превращаются в товар и перестают быть чем-то пугающим.
Свежие комментарии