К концу XIX века в коммерческом судоходстве паровые суда практически полностью заменили парусные. Но на более длинных маршрутах, как, к примеру, из Австралии в Европу, вокруг мыса Горн, парусник был все же более эффективен, чем судно на пару. Этот маршрут вошел в историю как «маршрут клипера». Он давал возможность капитанам совершить самое быстрое кругосветное плавание и, соответственно, обещал вручение самых больших наград.
Многие суда с чаем, зерном, шерстью и золотом прошли этим путем и за короткое время вернулись домой с ценным грузом.Корабль, отправлявшийся в Австралию из Англии, должен был плыть по Атлантическому океану, пересекая экватор, пока не достигнет ревущих сороковых широт. Когда судно оказывалось в этой зоне, сильный западный ветер быстро вел его по кольцу от мыса Доброй Надежды до Австралии. Большинство кораблей шло примерно по сороковой параллели к югу, но некоторые капитаны перемещали свои суда вниз до шестидесятой параллели к югу, бросая вызов льду, чтобы сократить свое путешествие на тысячу миль, а также воспользоваться более сильными ветрами.
Типичный корабль, плывущий из Плимута в Сидней, преодолеет 13 750 миль примерно за 100 дней. «Катти Сарк» являлся рекордсменом по самому быстрому прохождению этого маршрута за 72 дня. На обратном пути корабль плыл на восток из Австралии. Мыса Горн был самой опасной частью путешествия. Бурный циклон, узкий проход и попадающееся временами мелководье вместе создавали опасные условия для судна. Справившиеся с препятствиями корабли снова попадали в Атлантику и двигались дальше благодаря сильному ветру вдоль берегов Африки. Обратный путь был немного длиннее —14 750 миль и занимал 100 дней.
«Фермопилы» прошли этот отрезок за рекордные 77 дней.«Фермопилы» и «Катти Сарк» часто соперничали друг с другом, пытаясь преодолеть этот путь за самое короткое время. Позже, когда на смену старым клиперам пришли винджаммеры с железным корпусом, многие капитаны приняли участие в дружеских гонках, перевозя грузы пшеницы и ячменя из портов Южной Австралии к побережью Корнуолла. Эти страны стали известны как зерновые. Парусные суда загружались в период между январем и июнем, каждое из них отплывало в разные даты, часто из разных портов в заливе Спенсер в Южной Австралии. Именно длина пути каждого корабля домой определяла победителя. Хотя гонка была неофициальной, победа в ней была весьма престижной для капитана.
Морякам нравилось соревноваться, но владельцы кораблей были решительно против таких занятий, которые подвергали риску драгоценные грузы, да и сами корабли. Гонки в штормовых ветрах ревущих сороковых широт и вокруг мыса Горн создавали ненужную нагрузку на суда, подвергая их риску потери груза.
Первая официальная «чайная гонка» состоялась в 1921 году. Победившим кораблем был финский винджаммер под названием Marlborough Hill, который отплыл из порта Линкольн в Южной Австралии в порт Ков, завершив путешествие за 90 дней. Гонка проходила ежегодно в течение следующих 18 лет, вплоть до 1939 года, потом Вторая мировая война прервала судоходство. Гонка возобновилась в 1948 году, но ненадолго, в 1949-м она прекратилась окончательно. Рекорд по самому быстрому пробегу принадлежит финскому четырехмачтовому барку «Парма», который завершил путешествие за 83 дня в 1933 году.
Свежие комментарии