На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Почему женщин «нелегкого поведения» стали называть синими чулками

Неизвестно, что более неприятно и оскорбительно для женщины: услышать в свой адрес, что она «легкого поведения», или, наоборот, очень даже «тяжелого», попросту говоря — «синий чулок». Разбираемся, как появилось последнее выражение, почему таким прозвищем долго гордились, а называть так могли и мужчину, причем к его же удовольствию.

Все началось с презрения к моде

Сегодня это хлесткое выражение используется для осуждающей, а то и полупрезрительной оценки женщины, которая уделяет главное внимание в своей жизни интеллектуальной составляющей, не имея при этом личной жизни. Казалось бы, чем плох такой выбор, если он сделан сознательно и полностью устраивает «обзываемую»? Ответа на этот вопрос мы не узнаем, зато проследим, откуда к нам пришло такое выражение. Фразеологизм родом из Англии XVIII века. Впервые его стали использовать в салоне Элизабет Монтегю, в котором участвовали женщины, обожающие обсуждать искусство и науку, причем хорошо разбирающиеся в этих двух сферах.

Почему женщин «нелегкого поведения» стали называть синими чулками
Элизабет Монтегю

Были вхожи в этот интересный круг общения и мужчины-интеллектуалы, а один из них — Бенджамин Стиллингфлит — был буквально душой их компании. Прекрасный собеседник, образованный, умеющий придать заседаниям кружка неповторимое очарование, этот господин принципиально игнорировал модные тенденции. Например, не носил белые и черные чулки из шелка, предпочитая сделанные из синей шерсти. Поэтому когда он по какой-то причине отсутствовал на заседании кружка, все дамы вздыхали, что им катастрофически не хватает «синих чулок» (Bluestocking). Чуть позже фразеологизм так прижился, что подобным образом стали называть и других интеллектуалов-мужчин и женщин, бывших членами этого клуба по интересам. Более того, выражения bluestocking doctrine, bluestocking philosophy с гордостью использовалось в качестве описания особой жизненной философии, которая противостоит миру политики со всей его грубостью. Словом, синими чулками стали звать всех, кто предпочитал бесконечным и по сути бессмысленным светским развлечениям интеллектуальные диспуты, беседы о философии и аналогичные виды досуга.

Почему женщин «нелегкого поведения» стали называть синими чулками
Т. Роулендсон. Карикатура на даму Bluestocking Бурное общественное одобрение нового веяния

Сейчас сложно понять, насколько передовой была идея о том, что женщины наравне с мужчинами могут обсуждать столь сложные и интересные темы, а самое главное — что-то в них понимать. Тем более раньше в салонах дамам попросту не полагалось вести такие беседы, это считалось не очень-то приличным. Но число таких «нетипичных» женщин, желающих подобного общения, обсуждений в кругу себе подобных, росло очень быстро. В тот период роль безропотной и крайне послушной супруги как-то не то чтобы отошла на второй план, но стала периодически высмеиваться и осуждаться в обществе. Та же леди Монтегю с сарказмом описала принцип таких семейных уз как: «Целуй меня и молчи!»

И столь же бурное негодование

К сожалению, ничто не вечно. И в 1800 году кружок синих чулок распался, а общественное мнение в очередной раз продемонстрировало, что не стоит слишком уж беспокоиться о нем. Потому что оно снова изменилось и на этот раз неустанно высмеивало и критиковало женщин-интеллектуалок, выставляя их в самом неприглядном свете.

Почему женщин «нелегкого поведения» стали называть синими чулками
Синие чулки на карикатуре Оноре Домье

В ход пошли карикатуры, анекдоты и тонны презрения, щедро выливаемые на тех, кто по-прежнему был увлечен наукой, творчеством или же общественной деятельностью.

Почему женщин «нелегкого поведения» стали называть синими чулками
Т. Роулендсон. Карикатура «Потасовка в клубе Bluestocking», 1815 г.

Впрочем, никакая из этих издевок не смогла остановить тех, кто уже сделал свой выбор. И пусть Чехов и писал, что ничего хорошего в синих чулках нет и что все они «ни то, ни се», с классиком в кои-то веки можно поспорить, хотя бы мысленно. Разве можно быть «непонятно чем», занимаясь любимым делом, несмотря на общественные нападки, ведь каждый решает сам для себя, как ему жить?

О двух женщинах, Кларе Цеткин и Розе Люксембург, которых напрасно называли синими чулками, читайте в другом нашем материале.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх