На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Как появились кадеты, и к кому они ходили «на пироги»

Какими качествами должен обладать любой мальчик? Быть смелым и сильным, выносливым и ловким, умным и дисциплинированным, порядочным и благородным. Такой высокий уровень требований существовал во все времена, причем не всегда только в головах родителей и их окружения. Именно по таким критериям и воспитывались на Руси кадеты.

Сегодня расскажем, когда в нашей стране стали появляться кадетские корпуса, как в них воспитывали мальчиков и почему, вопреки стереотипам, творческое мышление всячески поощрялось у них.

Как появились кадеты, и к кому они ходили «на пироги»
Портрет воспитанника Аракчеевского кадетского корпуса, 1840-е. Работа неизвестного художника Начало начал

Многие думают, что история кадетства начинается в начале XX века и прерывается на время существования СССР. В советский период и мальчиков и девочек воспитывали по одному образцу, стремясь сделать из них безукоризненных представителей пионерской организации. А после распада Союза традиции заново ожили, и вновь стали популярными кадетские корпуса. Но первые кадеты появились не в XX веке, а еще при Петре I, в 1701 году.

Однажды император увидел в Лейпциге идеально марширующих кадетов местного корпуса и был настолько впечатлен, что тут же решил основать подобное заведение в России. Правда, сделал он это, вопреки своему обыкновению, не сразу, а спустя целых пять лет. Причем было основано не одно, а три заведения: первой Навигацкая школа, а позже инженерная и артиллерийская. Понятно, что выпускников этих трех школ было совершенно недостаточно для восполнения кадрового резерва армии, но это было только начало.

Как появилось слово «кадеты»

Ровно через 30 лет после этого императрица Анна Иоановна, продолжая славное начинание Петра, основала уже сухопутный кадетский корпус. Согласно ее распоряжению, предполагалось принимать детей всех «служивых людей», склонных к обучению и наукам.

Как появились кадеты, и к кому они ходили «на пироги»
«Портрет императрицы Анны Иоанновны», 1730 год. Иоганн Генрих Ведекинд

Делалось это не только ради повышения их интеллектуального уровня, но и для облегчения доли их семей — ведь живя в корпусе, воспитанники ни в чем не нуждались. Таким образом, жить и учиться «на всем готовом» было большой удачей и вообще императорской милостью. И название «кадеты» появилось именно в этот период. Оно переводится с французского как «младший», а с гасконского — «маленький капитан».

Как проходило обучение

Дети дворян начинали свое обучение в кадетских корпусах очень рано — в возрасте пяти лет. Делалось это и для того, чтобы мальчик «не пересидел дома у материнской юбки», то есть чтобы он как можно скорее стал постигать науку владения собой, мог преодолевать трудности. И вообще быть будущим защитником родины. Дома в окружении мамок-нянек это было невозможно.

Полный курс всех наук занимал ни много ни мало 15 лет. Образовательный процесс включал в себя не только занятия, посвященные военной стратегии и тактике, но и общую, почти военную дисциплину. Круг предметов, изучаемых мальчиками, был необычайно широк — их образование смело можно назвать разноплановым. Преподавателями кадетов были не простые учителя, а офицеры.

Как появились кадеты, и к кому они ходили «на пироги»
«Гимнастические занятия в кадетском корпусе», XIX век. Работа неизвестного художника

Впрочем, не стоит думать, что мальчики не знали ни минуты отдыха и всегда ходили «по струнке». Тех мальчиков, которые делали успехи в учебе, порой поощряли, отпуская на просмотр интересных спектаклей в театры или, что воспитанникам нравилось еще больше, в гости к преподавателям. Это называлось сходить «на пироги».

Вопреки стереотипам

Часто можно слышать, что подобное образование что раньше, что сейчас убивало в кадетах их творческое начало. С этим можно и нужно поспорить. Например, когда в 1750 году кадетский корпус перешел в управление князя Бориса Юсупова, новый директор тут же повел себя дальновидно. Он относился к своим воспитанникам почти как к родным детям, пекся об их благополучии, а также о творческом их досуге. Любая творческая деятельность поощрялась Юсуповым, а потому стали обыкновением поэтические вечера, также ребята с энтузиазмом ставили свои пьесы. Такая обстановка помогала воспитанникам сбрасывать лишнее нервное напряжение, а также стремиться к прекрасному и учиться понимать его.

Очевидно, что настоящий будущий воин и защитник должен не только уметь стратегически мыслить, защищать свою страну, но и видеть в окружающем мире красоту. Ведь без этого последнего умения сложно быть по-настоящему благородным и не стать просто винтиком в системе. К счастью, кадеты совсем не такие.

 

Ссылка на первоисточник
наверх