На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Форма древнерусской демократии, которой сам князь не указ: история вече

Сегодня можно часто слышать со всех сторон мнение иностранцев о том, что демократическое государство в России построить невозможно. Якобы, потому что отродясь такой формы правления у нас не было, так что и нечего ждать, что теперь получится. Но так можно говорить, только не зная нашей истории. Потому что демократия имела место в Древней Руси, и дошедшие до нас сведения о так называемом вече впечатляют.

Давайте вместе разбираться, почему князь не мог противиться вечу, правда ли, что принимали сторону самой «громогласной» фракции, и голос простого крестьянина порой значил не меньше мнения богатого человека.

Как и где это было

Понятие «вече» подразумевает собрание народа с целью решения важных вопросов, касающихся самых разнообразных сфер жизни: войны и мира, улаживания споров, а впоследствии и выбора князя. Подобные собрания, согласно данным историков, проходили во многих крупных городах: Белгороде, Новгороде, Киеве, Ростове, Полоцке, Смоленске.

Форма древнерусской демократии, которой сам князь не указ: история вече
«Псковское вече», 1908–1909 гг. А. М. Васнецов

В многочисленных художественных произведениях авторы очень любят изображать вече как некую тьму народа, которая что-то громко требует, кричит, взывает к справедливости и вообще всячески озвучивает свою гражданскую позицию, не сильно-то и прислушиваясь к оппоненту. Но это не совсем так. Эмоции на вече действительно бушевали нешуточные, но само народное собрание было неплохо организовано, высказаться же мог каждый желающий. Правда, допускались туда далеко не все — самые уважаемые граждане, каждое сословие высылало своих представителей.

Еще любопытно, что и князь, и бояре, и купцы, и прочие богатые жители, присутствовавшие на вече, не имели решающего голоса, и все решения действительно принимались сообща. И если тот же князь был недоволен итогом вече, то это были «его личные проблемы», и оспаривать решение большинства он не мог и не имел права. Да и сам князь, как мы уже упоминали, выбирался вечем. Нерадивых или просто не нравящихся народу князей потом смещали опять-таки при помощи народного собрания.

Новгородцы как пример независимости

Особенным отношением к свободе выбора славились новгородцы. Их часто в книгах упоминают как людей, больше всего склонных к независимости, торговле и крайнему свободолюбию. Жители Великого Новгорода вели себя куда более вольно и раскованно, чем жители других городов, и их веча вовсе славились своей особой атмосферой. Терпеть то, что было им неугодно, люди бы не стали, и все острые вопросы тут же ставились на повестку дня следующего собрания. Приведем только одну цифру, которая говорит сама за себя: за 210 лет, в период с 1095 по 1305 годы, в Новгороде сменилось 58 князей. То есть малейшее отклонение князя от интересов народа пресекалось весьма категорично — отставкой, хотя в те времена такого слова еще не существовало. Более того, новгородцы серьезно ограничивали князя во владении собственностью и финансами. Да и назначить тех же посадников без одобрения народа князь не мог. Вот это — действительно власть народа, и не на словах, а на деле.

Вопросы войны и мира также обсуждались всем миром. Князю могли мягко посоветовать заключить с иностранной державой мир и вообще всячески наладить торговые отношения, а могли приказать идти войной. Деньги на ополчение собирались тоже всем миром. Это хоть и было дополнительной нагрузкой на бюджет жителей, но давало им ощущение собственной независимости и значимости.

Орда свела на нет все результаты демократии

Несколько веков вече и князь находились словно в политическом равновесии. Народное управление удовлетворяло потребность общества в независимости, а князь был уважаем, не возводился в статус некого «божка», что, как известно, всегда плохо сказывается на морально-этических принципах правителей. А сокрушительный удар по вече нанесла Золотая Орда. Смяв своей мощью все достижения древнерусской демократии, сделав основой правления режим тирании, Орда откинула развитие Руси по этой и многим другим очевидным причинам на много лет назад. Народ перестал что-то решать, его единственным желанием было выжить.

Форма древнерусской демократии, которой сам князь не указ: история вече
«Баскаки», 1909 г. С. В. Иванов, Музей истории города Москвы

Сегодня, спустя много веков мы снова пытаемся построить демократическое общество. Да, оно отличается от древнерусского вече. Но стоит все равно помнить о нем, как и о том, что наши далекие предки умели выражать свою гражданскую позицию смело, не отсиживаясь по темным углам, умели защищать интересы своей страны и верили в ее будущее. Так что и у нас всё получится, просто нужно время, как и для всего хорошего в этой жизни.

 

Ссылка на первоисточник
наверх