На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Для чего в СССР создали экраноплан «Лунь», и как на берегу Каспия появился этот монстр

Для чего создавали «Каспийского монстра»: именно так прозвали первый советский экраноплан. С монстром и правда есть некое сходство: корабль даже в наши дни выглядит устрашающе. Увы, этой махине практически не удалось полетать: с распадом СССР проект спешно свернули.

Для чего в СССР создали экраноплан «Лунь», и как на берегу Каспия появился этот монстр
Фото: artemspec/drive2.ru

Мы уже рассказывали, что у советских инженеров был далеко не один проект, который держали в секрете. Работа над экранопланами в середине ХХ века велась только советским конструкторским бюро, ничего подобного в других странах не существовало.

Для чего в СССР создали экраноплан «Лунь», и как на берегу Каспия появился этот монстр
Фото: artemspec/drive2.ru

Сегодня в Дагестане можно своими глазами увидеть этот удивительный аппарат, о котором ходили легенды как в СССР, так и в других странах. На берегу Каспийского моря стоит старый экраноплан «Лунь», собранный в 1980-х годах. Этот корабль (а технически он был именно кораблем) был создан для транспортировки ракет: на борту могли разместиться шесть «Москитов». Его успешно испытывали пару лет, пока не началась перестройка. Тогда объемы финансирования военной отрасли значительно снизились, работа над подобными судами завершилась.

Как появились экранопланы

Первый экраноплан под названием КМ начал проходить испытания в 1966 году. Для этого был создан целый полигон в Каспийске, на берегу моря. Аббревиатура КМ, которая была написана на борту лайнера, расшифровывалась весьма банально ― «корабль-макет». Однако западные спецслужбы решили, что эти две буквы на боку огромного военного лайнера, способного летать и плавать по воде, обозначают «каспийский монстр».

Для чего в СССР создали экраноплан «Лунь», и как на берегу Каспия появился этот монстр
Фото: artemspec/drive2.ru

Для начала давайте разберемся, что такое экранный эффект, ведь именно благодаря ему подобные суда могут летать. Он был открыт в двадцатых годах прошлого столетия, и тогда это было настоящей проблемой для авиаконструкторов. Фактически это воздушная подушка: воздушные массы, которые идут от крыльев летающего объекта, достигают горизонтальной поверхности, отражаются от нее и возвращаются обратно, позволяя поддерживать устройство в воздухе. Этот эффект появляется только на небольших высотах и над достаточно ровными поверхностями: землей или водой, но не над горами например.

Для чего в СССР создали экраноплан «Лунь», и как на берегу Каспия появился этот монстр
Размеры экраноплана по сравнению с машиной. Фото: artemspec/drive2.ru

Когда эта особенность полета была открыта, она стала настоящим камнем преткновения для строителей первых самолетов, ведь посадить воздушное судно при таком эффекте было сложно. Тем не менее советские инженеры решили использовать этот эффект себе на пользу, придумав транспорт, который был способен летать благодаря воздушной подушке.

Для чего в СССР создали экраноплан «Лунь», и как на берегу Каспия появился этот монстр
Фото: artemspec/drive2.ru

Так и появилась идея создать экраноплан. У них есть свои преимущества перед самолетами, ведь все экранопланы ― амфибии, они могут садиться на любой водоем. Даже по своим техническим характеристикам экранопланы относят к морским судам, а не к самолетам, хотя внешне они больше похожи на авиалайнеры.

Восемь «Луней», которые так и не были построены

Корабль-макет (тот самый КМ, прозванный «Каспийским монстром») создавали под грифом «секретно» на заводе в Горьком (сегодня ― Нижний Новгород). Когда он был готов к первым испытаниям, его спустили на Волгу и переправили в воды Каспия. Отправка проходила также тайно: огромный лайнер накрывали маскировочной сеткой и перевозили исключительно с наступлением темноты. На тот момент это был самый крупный летательный аппарат в мире.

Для чего в СССР создали экраноплан «Лунь», и как на берегу Каспия появился этот монстр
Корабль-макет. Фото: авиационная энциклопедия «Уголок неба»

КМ тестировали на протяжении пятнадцати лет и весьма успешно. Но в 1980-м году произошла авария по вине пилота, который совершил ошибку, так как давно не сидел за штурвалом. Обошлось без жертв, но инженеры посчитали, что корабль-макет отжил свое: какое-то время он еще находился на плаву, а позже схоронился в морских водах.

Для чего в СССР создали экраноплан «Лунь», и как на берегу Каспия появился этот монстр
Фото: artemspec/drive2.ru

Инженеры все же не забросили идею с экранопланами: они решили строить более совершенный транспорт ― 903 «Лунь». Всего было запланировано выпустить восемь таких самолетов-амфибий, но успели построить лишь один. Проект был весьма амбициозным: такие ракетоносцы могли легко подобраться к вражеским кораблям, они были способны отправить на дно даже авианосец, да и радары того времени попросту не могли заметить этого монстра.

Для чего в СССР создали экраноплан «Лунь», и как на берегу Каспия появился этот монстр
Фото: artemspec/drive2.ru

На борт могли поместиться до 500 человек: это целый военный отряд, который можно было незаметно доставить в нужное место. К тому же летал он очень быстро, и даже современные боевые корабли сегодня не смогут соперничать с лайнером по своей скорости ― он превосходит их примерно в десять раз.

Для чего в СССР создали экраноплан «Лунь», и как на берегу Каспия появился этот монстр
Фото: artemspec/drive2.ru

После распада Советского Союза «Лунь» остался где-то на военных складах Дагестана. Десять лет назад появилась информация о том, что Министерство обороны утилизирует все суда на воздушной подушке и возвращаться к строительству «Каспийских монстров» больше не будет. Однако позже было решено сохранить «Лунь» для истории: для этого жители Нижегородской области даже подписали петицию с просьбой оставить корабль для будущих поколений. Спустя почти тридцать лет корабль-пустышка, из которого удалили почти все оборудование, снова отправился в путешествие, но теперь не по Волге, а из Каспийска по морю: «Лунь» пришвартовали недалеко от Дербента, где сейчас строится парк «Патриот».

Если вам понравилась статья, почитайте о технологиях СССР, которые далеко опередили свое время.

Источники:

http://www.airwar.ru/enc/sea/k...

https://iz.ru/news/507349

http://imhonn.ru/peticii/7

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх