На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Почему из-за паровозов появились субботники, и при чем тут бревно

«Колхоз — дело добровольное. Хочешь, не хочешь — записывайся». Примерно такой полушутливой-полусерьезной фразой было принято описывать какие-то не слишком желанные мероприятия, которых никому не миновать. Кстати, идея наводить чистоту на прилегающих к предприятиям (и не только) территориям в государственном масштабе появилась в СССР как раз у группы добровольцев, но позже стала обязательной.

Как это произошло, зачем Ленин таскал бревно (и таскал ли?) и при чем тут паровозы — читайте ниже.

Чем идти домой, лучше еще потрудиться

Ничто не ново под луной. И субботники, то есть совместный труд для общей пользы, появились у нас в стране еще до революции. Правда, называлось такое мероприятие иначе — толока. Никто к нему никого не принуждал, подобный труд был стихийным, организовывался «снизу». Поначалу и субботники проходили по такому же принципу.

12 апреля 1919 года группа рабочих под руководством Ивана Буракова приняла решение после своей смены не спешить к своим семейным очагам, а принести пользу своему предприятию. Все они состояли на службе в железнодорожном депо «Москва- Сортировочная» на Казанской железной дороге. Поэтому и пользу принесли соответствующую — за десять часов смогли отремонтировать три паровоза.

Почему из-за паровозов появились субботники, и при чем тут бревно
Памятник в честь первого коммунистического субботника, установленный на станции Москва-Сортировочная

Энтузиазму рабочих и их физическим силам можно только позавидовать, ведь все они работали не после заслуженного отдыха, а до этого проработав целую смену. После этого Бураков со товарищи еще попили чай, бодро спели неизменный «Интернационал» и отправились по домам.

Кто из нас сегодня был бы способен чисто физически на такое? Такое трудолюбие невольно вызывает уважение. Но на этом все не закончилось, напротив, тут-то все и началось.

Почему из-за паровозов появились субботники, и при чем тут бревно
Изначально субботники были делом добровольным

Второй раз подобное мероприятие было проведено почти через месяц — 10 мая, но желающих принести пользу возросло: теперь их было 205. А потом такие акции стали проводиться и на других станциях. Подчеркнем, что эти мероприятия, проводимые по субботам, были добровольными, и в апреле, и в мае. По сути, если отодвинуть в сторону все идеологические установки, увидим грандиозную пользу от бесплатной рабочей силы. Люди трудились бесплатно в свой выходной день и успевали сделать немало, ведь работали на совесть. Беспартийных, правда, никто не заставлял, но всячески пытались все же привлечь их к принесению обществу пользы таким образом.

Почему из-за паровозов появились субботники, и при чем тут бревно
Число участников неуклонно росло Ильич и бревно

Вскоре субботники попадают под внимание властей, и в июне 1919 года Владимир Ленин даже пишет свою статью, в которой недвусмысленно заявляет, что такие акции трудящихся очень важны для развития страны. В итоге субботники стали проводиться еще чаще, а количество участников росло не по дням, а по часам. Причем проводились тематические надели, которые определяли, где именно участники будут выполнять добровольные работы в этот раз.

Почему из-за паровозов появились субботники, и при чем тут бревно
Субботники стали жизнью советских граждан

На IX съезде РКП(б) в апреле 1920-го было принято решение превратить праздник Первое мая, который выпал на субботу, во Всероссийский субботник. И вот, 1 мая 1920 года Ленин во время Первого Всероссийского субботника тоже не остался в стороне и решил помочь, подать пример другим. Причем не словом, а делом, если конкретно, то привести в порядок территорию Кремля. Существует даже фото, на котором запечатлен вождь пролетариата, несущий бревно в толпе трудящихся. И была популярна история о том, что Ленин даже ссорился со своими помощниками, чтобы ему дали самый тяжелый край этой нелегкой ноши и не соглашался на меньшее. Но как было на самом деле, мы не узнаем. А пионеров необычайно вдохновляла эта история.

Почему из-за паровозов появились субботники, и при чем тут бревно
Тот самый снимок: с бревном Ленин — крайний справа

В 30-е годы субботники стали обязательными для всех, даже для беспартийных. Практика добровольного труда на общественных началах просуществовала вплоть до 90-х. Спустя несколько лет они стали проводиться опять как жест доброй воли в некоторых городах, в том числе в Москве. И до сих пор подобная практика существует. Но что более ценно, нередко каждый решает трудиться ему или нет сам. Ведь и результат такого труда по своей инициативе совсем другой, чем из-под палки, да и самоуважение к себе — куда больше. А вы когда-нибудь участвовали в субботниках?

Узнайте, зачем Ленин носил кепку: мы рассказывали об этом.

 

Ссылка на первоисточник
наверх