На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Увядшие цветы и гнилые фрукты: странные натюрморты художников прошлого

Что символизирует череп? Возможно, кто-то решит, что опасность, ведь классический пиратский флаг как раз включает череп и кости. Однако в таком случае натюрморт с черепом вряд ли бы кто-то захотел видеть в своей гостиной или столовой, а ведь подобных картин в эпоху барокко было нарисовано тысячи. Так что за странная любовь к гнилым фруктам, увядшим цветам и в особенности к черепам, которые активно изображали художники прошлого? И почему такие картины пользовались популярностью?

Вдохновение из Древней Греции, Рима и Библии

На самом деле голландских художников на изображение черепов вдохновляла Библия. И связь здесь весьма понятна: череп символизирует мимолетность жизни, ее быстротечность. И эта традиция была далеко не нова: древние греки и римляне тоже тяготели к подобным картинам. Правда, чаще черепа фигурировали в мозаике.

Увядшие цветы и гнилые фрукты: странные натюрморты художников прошлого
Римская мозаика, Помпеи. Фото: mymodernmet.com

Идея скоротечности жизни восходит к известной латинской фразе Memento mori, что дословно переводится как «Помни о смерти». Древние философы размышляли о том, что жизнь конечна и об этом не нужно забывать.

Но в картинах XVI-XVII веков у художников Фландрии и Нидерландов изображение черепа стало настолько популярным, что появился отдельный жанр таких натюрмортов — ва́нитас (vanitas). Сегодня может показаться странным, но богатые заказчики просили художников нарисовать черепа, гнилые фрукты и прочие на первый взгляд отвратительные вещи.

Увядшие цветы и гнилые фрукты: странные натюрморты художников прошлого
Натюрморт Яна Давидса де Хема

На протяжении далеко не одного десятилетия эти картины могли висеть на стенах их домов. Напрашивается весьма интригующий вопрос: а зачем нужны такие картины?

Memento mori

Тут стоит отметить, что первые натюрморты были не просто изображением пышного обеда, и они должны были украшать стену столовой не для того, чтобы пробудить у зрителя аппетит. Каждая деталь такой картины была глубоко символична. Увы, спустя столетия мы практически утратили этот язык художника и заказчика, на котором они «разговаривали» в XVI-XVII веках.

Увядшие цветы и гнилые фрукты: странные натюрморты художников прошлого
«Натюрморт с букетом и черепом», Адриан ван Утрехт. 1642 г.

До этого времени натюрморта как отдельного жанра не существовало вовсе. Да, еду и цветы изображали и раньше, но в основном это были детали картин, чаще на библейскую тематику. Например, стол в «Тайной вечери» Леонардо да Винчи: это всего лишь часть картины. Кстати, вы знали, что для изображения Иисуса и Иуды художнику позировал один и тот же человек? Об этом и других тайнах известных картин мы рассказывали здесь.

Именно в эпоху барокко появились первые натюрморты, и особенно они полюбились художникам Голландии и Фландрии. Однако они изображали не просто какую-то трапезу, каждая деталь была символом. Это прекрасно понимали богатые купцы и аристократы, которые заказывали картины. Так о чем же был ванитас?

Увядшие цветы и гнилые фрукты: странные натюрморты художников прошлого
«Натюрморт с черепом», Филипп де Шампань. Нач. 1670-х

В центр картин ванитас помещали человеческие черепа, фрукты, которые начинали гнить, иногда на картине летали мыльные пузыри. У каждой детали имелся свой смысл, свой посыл. Так, череп напоминал о неизбежности смерти, гниющие плоды символизировали старение, часы — скоротечность времени, а ножи говорили о людской уязвимости. Все это на натюрмортах изображалось с дорогой посудой из серебра, драгоценностями, вином, книгами и прочими человеческими удовольствиями. И это соседство было задумано не просто так: это было напоминание о том, что все людские удовольствия напрасны и ничего не стоят.

Увядшие цветы и гнилые фрукты: странные натюрморты художников прошлого
Натюрморт Питера Буля, 1663 г.

Так что, несмотря на весь мрак, который, казалось бы, изображали художники в своих натюрмортах, ванитас нес свет. Ведь аллегория выходила далеко за рамки того, что изображал натюрморт. Прежде всего, ванитас напоминает о том, что нужно вести благочестивую жизнь, развиваться духовно, выходить за рамки земных забот и концентрироваться на своих отношениях с Богом. А вы смогли прочувствовать эту символику?

Между прочим, некоторые современные натюрморты тоже наполнены глубоким смыслом. Например, мы показывали картины, главными героями которых стали не только фрукты, но и.. пластик.

Источник: https://arzamas.academy/mag/40...

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх