Совмещать приятное с полезным для здоровья в XIX веке было уже нормой. Медицинским туризмом, правда, тогда это не называлось, но открытия курортного сезона, поездки «на воды» с предвкушением ждало все высшее общество уже с начала года. Каждая Ривьера — кавказская, сочинская или крымская — была кусочком потерянного рая, путь до которого напоминает сегодняшние экстремальные туры к камчатским гейзерам.
Но жаждущих исцелиться или просто поправить здоровье это не останавливало.
Родоначальником курортного лечения, как и многого другого в России, был Петр I. Как ни странно, первым русским курортом стало вовсе не взморье и не местечко с благоприятным климатом. Главным на курорте было наличие минеральных вод. Именно их Петр Алексеевич повелел отыскать на просторах страны. Так появились на карте Марциальные воды. Название, вероятно, связано с тем, что алхимики называли марсом железо. Эти источники в Карелии отличались высоким содержанием железа в воде, польза их была в том, что они избавляли от сердечных болезней. Затем начал осваиваться Кавказ.

По случаю обнаружения отечественных минеральных вод Петр I весной 1719 года даже составил «Правила дохтурские...», основанные на подобных инструкциях европейских лечебниц. В них царь подробно расписывал, как, когда, при каких болезнях следует принимать эти воды.
Лечебная столица империиЦентром развивающейся отрасли очень скоро стали Кавказские Минеральные Воды, медицинскую эффективность природных источников которых изучили и подтвердили в 1801 году.
То, что сейчас выглядит как курорт с богатой историей, в начале XIX века было местом без медицинских учреждений, гостиниц или хотя бы постоялых дворов. Желающие исцелиться вынуждены были ютиться в походных кибитках. Почти каждый ставил над собой эксперименты, самолично решая, сколько пить, как долго принимать ванны и что лечить грязями.
Развить потенциал кавказских здравниц помогла… война. Здесь, в Кисловодске и Пятигорске, в середине 1800-х были развернуты военные госпитали. В них работали ученый и врач И. Е. Дроздов и знаменитый хирург Н. И. Пирогов. Они-то и сумели по достоинству оценить здешние воды и грязи живительного озера Тамбукан. Эффективность этих природных даров была выше, чем у клинической медицины той поры.
Первая задача, которую потребовалось решить — транспортная доступность. Так, в путеводителе, датированном 1911 годом, отмечено, что до станции Пятигорск можно добраться по железной дороге из Баку, Варшавы и Петербурга, водным транспортом — по Волге или Черному и Каспийскому морям. До места — гужевым транспотром. В том же году был запущен «Черноморский экспресс», который ходил из Петербурга до Новороссийска и обратно почти через день.
Сероводородный конкурентКонкуренцию Кавказским Минеральным Водам составила Мацеста, когда были вновь открыты ее источники целебной сероводородной воды. «Вновь», потому что еще в 137 году об удивительной воде римскому императору Адриану сообщал полководец Флавий Арриан, оказавшийся в этих местах. Первая бальнеолечебница появилась в Мацесте только в 1902 году.
В Сочи, ставшие через несколько десятилетий всесоюзной здравницей, приезжали восстанавливать силы советские космонавты, здесь лечились люди творческих профессий, выдающиеся исследователи и дипломаты. Не удивительно, что дача Сталина была выстроена в трех сотнях метров от лечебницы.

Именно так Ялту, центр крымской Ривьеры, назвали во второй половине XIX века. На главном морском курорте империи больше отдыхали и приятно проводили время, нежели лечились. По медицинским показаниям Ялта и Крым были хороши для туберекулезных больных, но чаще туда сбегали девицы из центральных губерний с проезжающими через их город офицерами.
Изменило нравы и задало импульс развитию региона только обустройство в Крыму резиденции царской семьи. Первый санаторий для чахоточных больных открылся здесь в 1899 году. Надо сказать, что эта напасть не миновала многих известных людей того времени. Искали спасения от нее в Крыму и Антон Чехов, и супруга Александра II Мария Александровна. Больным становилось легче, но часто диагноз оказывался роковым. Тем не менее это не отменяет положительного значения курортного отдыха для тысяч людей того времени.

Свежие комментарии