Французский король Карл VI был самым высокопоставленным человеком, который считал, что он сделан из стекла. Причем, в Европе между 15 и 17 веками было целое поколение «стеклянных людей».
Французский король, правивший с 1380 по 1422 год, на полном серьезе полагал, что он стеклянный. Ему любой ценой нужно было оберегать свое хрупкое тело.
Прежде всего для него создали специальную, «усиленную» одежду. Он испытывал ужас от возможных прикосновений придворных. Под страхом смертной казни им запретили приближаться к королю. Еще до всех этих изменений существование монарха было отмечено безумством. В 1392 году, впав в бешеный гнев, он убил четверых приближенных. Воспоминания об этом событии не отпускали его.Трагедии проходили одна за другой. В следующем году во дворце устроили праздник. Карл и пятеро его друзей переоделись в одежды диких людей, состоящие из разлетающихся лохмотьев, и стали танцевать. Во время действа на одного из них попала искра. Вспыхнул пожар, унесший за собой жизни всех участников, кроме самого короля.
Это представление вошло в историю как «Бал объятых пламенем», или Bal des Ardents. Ужасное происшествие так повлияло на психику, что Карл страдал от неконтролируемых вспышек ярости и гнева до конца жизни. Уверенность в том, что он стеклянный, была лишь одной из многочисленных странностей.
«Бал объятых пламенем»Интересно, что король был вовсе не одинок в своем заблуждении. Многие европейцы действительно в то время считали себя «стеклянными». Существовало множество преданий и рассказов о тех, у кого стеклянные глаза, руки или сердце.
Подтверждение этому мы можем найти в многочисленных медицинских трактатах.Один джентльмен был убежден, что у него стеклянные ягодицы и, если он сядет, они разобьются. Еще он боялся стекольщиков. Мужчина считал, что как только он появится на улице, то они увидят, из какого прекрасного стекла он сделан, и вставят его в оконную раму.
Другой чудак уехал на остров Мурано в Италию. Это место славилось своим прекрасным стеклом. У него была идея кинуться в печь и превратиться в прекрасный сосуд. Были среди них и ученые. Один такой утверждал, что по поверхности мира нужно ходить крайне осторожно, ни в коем случае не прыгать и не топать, ведь она может разбиться, а под нею окажется клубок змей. Он старался без надобности не покидать постель, чтобы ненароком не разрушить мир.
Коронация Карла VIТакие люди не могли не привлечь внимание специалистов. Причем из разных областей, не только медицинской. Ученые долго не могли понять, к чему это все отнести, является ли это болезнью души или болезнью тела.
По медицинским представлениям того времени, страдальцы переживали своеобразную форму «меланхолии», болезни, к которой склонны возвышенные натуры. В Средние века считали, что здоровье зависит от четырех составляющих: количества и качества крови, мочи, желтой и черной желчи. Если последней, то есть черной желчи, в организме сверх меры, то меланхолии не избежать. Учены считали, что она была виновницей стеклянного блеска в глазах больных. Он появлялся потому, что в организме повышалась температура, происходили некие химические реакции и черная желчь превращалась в стеклянный блеск, то есть стекло. В то же время она считалась признаком наличия интеллекта у человека. Она была свойственна философам, ученым, поэтам и служила источником вдохновения.
Семнадцатый век в историю культуры вошел как век натюрмортов, в которых каждый объект был символичен и представлен так, чтобы отразить хрупкость и мимолетность действительности. На этих изображениях стекло, как и песочные часы, а также увядающие цветы, было знаком быстротечности и легкости жизни на земле. Разрушенный сосуд в христианской символике означал ограниченность возможностей человеческого тела и его непрочность. Возможно, мысль о себе как о структуре из хрупкого стекла была реакцией на подобные представления о жизни, с которой легко можно было расстаться.
Врачи у кровати больного Карла VIНо у стекла была и другая роль — мистическая. Производство стеклянных предметов было прерогативой алхимиков. Им была подвластна тайна того, как перевоплотить песок и пыль в хрустальный кристалл. Алхимики считали, что стекло способно выявить яды. Они верили, что, как только зелье попадет на его поверхность, оно треснет. Человеческое тело, как стеклянный кубок. Это сосуд, который разбивается при заполнении ядом.
В своем исследовании литературных источников, рассказывающих о феномене «стеклянных людей», историк Джилл Спик приводит рассказ о стекловарении в Венеции, созданный в то время. В нем отразилась мистическая составляющая производства. Когда рассказчик смотрит в печь, он думает: «Если это небольшое пламя в печи способно превратить такой небольшой комочек пыли и песка в драгоценный и прозрачный кристалл, то, без сомнений, тот грандиозный всепоглощающий огонь, которым будет ознаменован Судный день, благодаря своей мощи, преобразит в один волшебный стеклянный кристалл все существо Земли».
Возможно, такие представления о мире повлияли на то, что «стеклянные люди» представляли себя как преображенных и прошедших через очистительное пламя. Скорее всего, король Карл VI действительно считал себя прошедшим через испытание огнем на «диком» балу.
Свежие комментарии