На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Почему веками необычная традиция делать слепки с лица была так востребована

Посмертные маски ― это завораживающая, но слегка пугающая традиция, которой придерживались столетиями разные народы. Мода на эти странные изваяния ушла лишь в начале ХХ века, вероятнее всего, причина этого исчезновения ― появление фотографии. Традиционно делался слепок лица для всех монархов, а также богатых и известных людей. Эти отпечатки, сделанные сразу после смерти, до сих пор хранятся в музеях. И среди этой коллекции есть лицо Шекспира, Ньютона, Суворова. Так откуда же появилась эта немного жуткая традиция?

Почему веками необычная традиция делать слепки с лица была так востребована
Маска Уильяма Шекспира (1564-1616)

Веками создание посмертных масок было примерно одинаково: лицо умершего защищали тканью, а затем наносили гипс, глину или воск. Через какое-то время, когда материал подсыхал, ее снимали и оставляли для потомков. Несмотря на то, что эта традиция может казаться кощунственной, она была совершенно обычной вплоть до ХХ века.

Почему веками необычная традиция делать слепки с лица была так востребована
Маска Сергея Есенина (1895-1925)

Сначала маски оставляли как наследие предков, однако со временем они стали служить основой для скульптур: благодаря гипсовой или восковой маске могла появиться статуя с реальными чертами умершего.

Почему веками необычная традиция делать слепки с лица была так востребована
Маска Данте Алигьери, которую превратили в бюст (1265-1321)

Эта практика была важна до того, как появилась фотография. Изготовление посмертной маски поручали известным и талантливым скульпторам. К тому же, это было недешево — сохранить себя или какого-то гения для потомков, поэтому позволить себе это могли лишь богатые. Но с появлением фотокамер маски превратились в ненужную реликвию, ведь лицо гораздо проще запечатлеть на пленку.

Почему веками необычная традиция делать слепки с лица была так востребована
Посмертная маска Людвига ван Бетховена (1770-1827)

Ритуал имел сакральное значение: это был способ восстановить связь с прошлым или увековечить память мертвых. Тут стоит вспомнить самые известные маски древнеегипетских фараонов, которые, кстати, были не совсем посмертными, а, скорее, погребальными. Первые оставались в мире живых как память об ушедшем человеке, а погребальные маски создавались именно для того, чтобы хоронить в них усопших.

Почему веками необычная традиция делать слепки с лица была так востребована
Маска Наполеона Бонапарта, которую создали на острове Святой Елены (1769-1821)

Самая известная из таких масок ― маска Тутанхамона. Это был не слепок с лица, а настоящее произведение искусства, над которым потрудился скульптор. Не всегда погребальные маски были правдоподобны и похожи на своего владельца: да и портретное сходство было совсем не обязательно. Здесь важнее был культ загробной жизни: так, в Древнем Египте верили, что душа после смерти сможет жить только при условии, если будет сохранено лицо.

Почему веками необычная традиция делать слепки с лица была так востребована
Слепок лица Льва Толстого (1828-1910)

Маски использовали в обрядах: например, сибирские народы, по всей видимости, создавали маски для похоронных ритуалов. Они разбивали или сжигали их по завершении процесса. Алеуты, например, для своих шаманов делали маски из китового уса или дерева. И в отличие от египтян хоронили в них для того, чтобы дух человека не вернулся и не беспокоил живых.

Так что, этой странной и немного жуткой традиции не одно тысячелетие, но в зависимости от верований в нее вкладывали разный смысл. Исследование древних погребальных масок позволяет установить физические данные людей, которые населяли эти территории. Ну, а более поздние посмертные маски могут воссоздать лицо человека: ведь художники зачастую «приукрашивали» своих моделей, когда писали их портреты, поэтому маски более правдоподобны.

Почему веками необычная традиция делать слепки с лица была так востребована
Маска Марии, королевы Шотландии (1542-1587)

Почитайте, как японец в наши дни делает жуткие реалистичные маски, которые позволяют полностью перевоплотиться.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх