
Бестурникетная система действует городах Австрии, Чехии, Венгрии, Германии. Для России же это большая редкость. Многие считают, что в Европе живут другие люди, которые всегда оплачивают свой проезд. На самом деле, в отказе от турникетов есть логика и расчет: зачем ограничивать проход людей, когда можно эффективно настроить систему контроля и оплаты.

Станции метро разделены на зоны, а выход за линию без билета является незаконным. Для железной дороги сам факт посадки в вагон без оплаченного билета делает пассажира правонарушителем. Контролеры в электричке могут в любой момент проверить наличие билета.

Турникеты позволяют контролировать оплату, напоминают человеку провалидировать карту-проездной на входе и выходе. Но есть и другие способы контроля.

Во-первых, важно продумать логику тарифной и билетной систем. Условно, если большинство пассажиров будет пользоваться едиными проездными на год, это освободит систему от вечных проверок.
Во-вторых, высокие штрафы препятствуют безбилетному проезду. Вряд ли человек проедет во второй раз зайцем, если штраф будет бить по карману.
Почему у нас до сих пор есть турникеты, и не только в метроВ России контролеры могут только штрафовать безбилетников, но не задерживать. Муниципальная власть, у которой есть такие полномочия, по факту не контролирует случаи безбилетного проезда. Это первая причина. Вторая — отсутствие единой билетной системы. В метро средства идут в бюджет города, в автобусах — компании-перевозчику. Получается, что в большинстве российских городов турникеты делят зоны ответственности.

Кстати, в Москве уже убрали турникеты в автобусах и трамваях. Это позволило сократить убытки из-за длительной посадки пассажиров и сэкономить время проезда. Возможно, другие города скоро присмотрятся к опыту столицы и зарубежья и начнут потихоньку отказываться от турникетной системы.
О «закулисье» подземного транспорта и об истории французского метрополитена мы писали в других наших статьях.
Свежие комментарии