
Весь мир оплакивал последнего самца этого подвида по кличке Судан, и казалось, что подвид обречен. В живых осталось только две самки, которые к тому же приходятся друг другу ближайшими родственниками, что не вселяет оптимизма с точки зрения генетического разнообразия. Подвид обречен на вымирание, но энтузиасты на сдаются и продолжают искать пути выхода из сложившейся ситуации, пытаясь изменить судьбу носорогов.
Белые носороги обитают исключительно в Африке и образуют 2 изолированные популяции, северную и южную. Но если с южным подвидом ситуация более или менее благополучная, их насчитывается около 20 тысяч, то северный подвид пал жертвой политической нестабильности в местах своего обитания. Южный Судан, Уганда, Демократическая республика Конго и Центральноафриканская республика были основными странами, где обитали представители этого подвида. Но следующие один за другим политические перевороты и военные столкновения сделали этот регион непригодным для жизни белых носорогов. В отсутствие четкой природоохранной государственной политики браконьерство достигло просто невероятных масштабов. Когда, наконец, ученые забили тревогу, уже ничего нельзя было сделать. В зоопарках по всему миру оставалось лишь несколько особей, которые почти не приносили потомства в неестественных для себя условиях.
Но какая разница между этими двумя подвидами? Почему нельзя населить прежние места обитания южными белыми носорогам и возродить таким образом популяцию, ведь с генетической точки зрения это один вид животного?
Разница между северными и южными носорогами этого вида все-таки есть, и именно поэтому их выделили в отдельные подвиды, а не только из-за отличий в месте обитания.
Размеры северных носорогов немного больше, чем южных, и они обладают более густым волосяным покровом. Кроме того, биологи указывают на существенные различия в поведении двух подвидов. Белые носороги разделились на две изолированные группы как минимум 500 тысяч лет назад и после этого не контактировали друг с другом.Несмотря на то, что в живых осталось лишь два носорога, биологи не намерены сдаваться. Наджин и ее дочь Фату являются прямыми потомками самца Судана и сегодня находятся в Кении. Специалисты взяли у них генетический материал для программы восстановления северного подвида. Кроме того, в их распоряжении имеется семенной материал двух самцов по кличке Суни и Саут, который был взят несколько лет назад. Ученые надеются, что этот материал послужит основой для возрождения подвида, правда, придется все же прибегнуть к помощи самок южного подвида, так как ни Наджин, ни Фату из-за проблем со здоровьем не смогут перенести беременность и произвести на свет детеныша. Буквально вчера ученые сообщили о том, что в лабораторных условиях удалось провести процедуру оплодотворения взятых у Фату и Наджин яйцеклеток. Биологи считают, что это станет первым шагом на пути к возрождению северной популяции.
Но что ждет животных дальше? Готовы ли люди к возвращению этих носорогов в природу? Ведь рога животных по-прежнему стоят дороже драгоценных металлов, а спрос на них очень высок. Более того, браконьеры готовы рисковать собственной жизнью ради добычи рога носорога и его дальнейшей продажи на черном рынке. И до тех пор, пока не решится проблема браконьерства, в том числе и на территории заповедников, говорить о спасении истребленных животных преждевременно. В этом смысле довольно полезным может оказаться опыт парка Казиранга, о котором мы уже писали в нашем материале.
Свежие комментарии